Мониторинг сформированности УУД в начальной школе: экспертная оценка учителя

123

Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. Развитие УУД обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности, освоения предметных дисциплин и духовно-нравственного развития.

Сущность понятия УУД - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию. Мониторинг развития универсальных учебных действий в начальной школе проводится в течение 4 лет, рекомендован для осуществления психолого - педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС в начальной школе. 

Цели и задачи мониторинга сформированности УУД

Цель мониторинга формирования УУД получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса. 

Задачи мониторинга: 

  • отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД каждого ученика на разных этапах обучения в начальной школе. Три этапа их развития являются одновременно тремя уровнями сформированности УУД у учащихся начальной школы.
  • отслеживание индивидуальной динамики продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатам, определение проблемных зон в решении задач образования учащихся и разработка на этой основе стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД. 
  • выявление и анализ факторов, способствующих развитию УУД, 
  • апробация технологических карт и методик оценки сформированности УУД; 
  • формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга сформированности УУД на ступени начального образования; 
  • обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС; 
  • разработка и апробация системы критериев и показателей для оценки сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования. 

Периодичность проведения мониторинга сформированности УУД

Мониторинг проводится 3 раза в год, в сентябре – октябре, декабре и в апреле, и позволяет отследить динамику уровня сформированности основных метапредметных УУД. В 1 классе проводится три диагностические процедуры: в сентябре – октябре проводятся методики, позволяющие поставить педагогические задачи на адаптационный период, в декабре проводится проверка предметных знаний и умений по основным предметам и в апреле - первый срез мониторинга. 

На основе анализа данных оценивается успешность работы за прошедший период и ставятся задачи работы с учащимися на предстоящий год. Объекты мониторинга: 

  • УУД младших школьников; 
  • психолого- педагогические условия обучения; 
  • педагогические технологии, используемые в начальной школе. 

Условия реализации программы мониторинга сформированности УУД: банк диагностических методик, технологические карты, кадровый ресурс. Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно-воспитательного процесса. 

Система критериев и показателей для мониторинга сформированности УУД 

Критериями оценки сформированности УУД у младшеклассников выступают: 

  • соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям; 
  • сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития. 

Универсальные учебные действия - в широком значении - умение учиться. В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют четыре блока: 

  1. личностный; 
  2. регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 
  3. познавательный; 
  4. коммуникативный. 

Прежде чем учителю отбирать содержание образования и конструировать учебный процесс с учетом формирования универсальных учебных действий в начальной школе, необходимо выявить стартовый уровень сформированности УУД у обучающихся. В этих целях разрабатываются планы мониторинга сформированности УУД по всем годам обучения. Как видно, в планах заложена преемственность проводимых методик на каждом этапе обучения. Это позволяет увидеть динамику развития УУД. 

Общий перечень мотивов, характерных для перехода от предшкольного к начальному образованию: 

  • Учебно-познавательные мотивы. 
  • Широкие социальные мотивы (потребность в социально значимой деятельности, мотив долга). 
  • Позиционный мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими. 
  • Внешние мотивы (власть и требования взрослых, утилитарно-прагматическая мотивация и т. д.). 
  • Игровой мотив. 
  • Мотив получения высокой оценки. 

При неадекватности мотивов учения можно прогнозировать низкую/относительно низкую успеваемость. Создается замкнутый круг — мотивационная незрелость препятствует формированию учебной деятельности и провоцирует низкую успешность обучения, а несформированность учебной деятельности и систематический неуспех ребенка приводит к дальнейшему снижению мотивации. Если доминирует мотив получения хороших оценок, то это приводит к таким нарушениям школьной системы требований, как списывание и подделывание отметок в дневнике и в тетради.

Наиболее показательна в контексте смысловой ориентации школьника мотивация учения. Применительно к начальной школе выделяют две группы мотивов: 

  • мотивы (учебные и познавательные). 
  • мотивы (социальные, позиционные, в том числе статусные, узколичные). 

Формирование широких познавательных мотивов учения у младших школьников тесно связано с усвоением теоретических знаний и ориентацией на обобщенные способы действий. Содержание и формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества являются ключевым фактором, определяющим мотивационный профиль учащихся. Адекватной системой мотивов для начальной школы следует признать сочетание познавательных, учебных, социальных мотивов и мотивации достижения. 

Развитие учебных и познавательных мотивов в начальной школе требует от учителя организации следующих условий: 

  • создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к учебе; 
  • формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения (осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью); 
  • обеспечение учеников необходимыми средствами решения задач, оценивание знаний учащегося с учетом его новых достижений; - организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества. В предлагаемой концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия. 

Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие показатели оценки сформированности УУД: 

  • умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; 
  • умение сохранять заданную цель; 
  • умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; 
  • умение контролировать свою деятельность по результату; 
  • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. 

Выделяют следующие критерии оценки сформированности УУД: 

  • принятие задачи (адекватность принятия задачи как цели, данной в определенных условиях, сохранение задачи и отношение к ней); 
  • план выполнения, регламентирующий пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями; 
  • контроль и коррекция (ориентировка, направленная на сопоставление плана и реального процесса, обнаружение ошибок и отклонений, внесение соответствующих исправлений); 
  • оценка (констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудачи, отношение к успеху и неудаче);
  • мера разделенности действия (совместное или разделенное); 
  • темп и ритм выполнения и индивидуальные особенности. 

В начальной школе выделяют следующие регулятивные УД, отражающие содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста: 

1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка): 

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; 
  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность; 
  • преодоление импульсивности, непроизвольности; 
  • умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; 
  • умение адекватно воспринимать оценки и отметки; 
  • умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность; 
  • умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. 

2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей: 

  • целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
  • готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегия совладания); 
  • формирование основ оптимистического восприятия мира. 

Критериями сформированности у учащегося произвольной регуляции своего поведения и деятельности выступают следующие умения: выбирать средства для организации своего поведения; помнить и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу; предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки; начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент; тормозить реакции, не имеющие отношения к цели. 

В учебной деятельности выделяют следующие уровни сформированности УД: 

  1. Отсутствие учебных действий как целостных «единиц» деятельности. Поведенческими индикаторами здесь являются выполнение учеником лишь отдельных операций, отсутствие планирования и контроля; копирование действий учителя, подмена учебной задачи задачей буквального заучивания и воспроизведения. 
  2. Выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем. Ученику необходимы разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи, самостоятельное выполнение действий возможно только по уже усвоенному алгоритму. 
  3. Неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач. 
  4. Адекватный перенос учебных действий в сотрудничестве с учителем.

Предложенная диагностическая система объединяет характеристики собственно учебной деятельности, личностных и регулятивных универсальных действий и их свойств, что позволяет рассматривать ее как основу разработки критериев и методов оценки сформированности УУД. Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательныеУУД: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем. 

Общеучебные универсальные действия: 

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; 
  • знаково-символические моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую), и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; 
  • умение структурировать знания; 
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; 
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; 
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; 
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Универсальные логические действия: 

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); 
  • синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов; 
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; • подведение под понятия, выведение следствий; 
  • установление причинно-следственных связей; 
  • построение логической цепи рассуждений; 
  • доказательство; 
  • выдвижение гипотез и их обоснование. 

Постановка и решение проблемы: 

  • формулирование проблемы; 
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. 

Одно из важнейших познавательных универсальных действий — умение решать проблемы или задачи. Усвоение общего приема решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций, умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, логическую мультипликацию (логическое умножение), устанавливать аналогии. 

Все эти параметры отслеживаются в ходе выполнения учащимися комплексных итоговых работ и вносятся в сводную таблицу. В целом данная система показателей позволяет учителю не только отслеживать процесс достижения каждым учеником метапредметных образовательных результатов начальной школы, но и анализировать динамику этого процесса Данные мониторинга сформированности УУД помогут оценить успешность работы за прошедший период и поставить задачи работы с учащимися на предстоящий год. 

Таким образом, ежегодный мониторинг сформированности УУД помогает строить целенаправленную и эффективную работу по достижению качества образования для каждого ребенка. Профессиональные навыки работы с мониторингом – это развитие самого педагога, его мастерства.

В Приложении представлен образец сводной таблицы для оценки сформированности УУД у младших школьников. При необходимости ее можно расширить и дополнить.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль