Классификация, регламент и содержание дополнительных образовательных программ

73

Законом предусмотрены только дополнительные и основные образовательные программы, а про другие их разновидности ничего не сказано. Учебные и рабочие программы нигде не упоминаются, поэтому важно понимать, что по факту они не являются образовательными. Законодательно закреплён регламент и требования к содержанию дополнительных образовательных программ. Выделяются две группы:

Обычным педагогам следует углубленно ознакомиться именно с особенностями общеразвивающих программ, потому что предпрофессиональные рассчитаны на совершенно иные, более серьёзные задачи.

Требования к содержанию дополнительных образовательных программ

Главная структурная единица в новом законе – образовательная программа. Но, в отличие от основной, содержание дополнительной образовательной программы определяется самой организацией. В целом, содержание образования – это система научных знаний, умений, навыков, мировоззренческих, нравственных и эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта. Что касается непосредственно дополнительного образования, то всё, что есть в нашем мире, любой объект живой и неживой природы может стать его содержанием. И стандарты ничего не ограничивают в данной сфере.

Содержание дополнительных образовательных программ реализуется по шести направленностям, которые обозначены специальными государственными документами:

  • социально-педагогическая;
  • туристско-краеведческая;
  • физкультурно-спортивная;
  • естественно-научная;
  • техническая;
  • художественная.

Каждая из них может быть представлена многообразным содержанием дополнительных общеобразовательных программ, которые необходимо разрабатывать в соответствии с конкретной направленностью. Выбирает и обозначает её непосредственно автор, то есть педагог.

Но в законах есть определённые противоречия. Например, порядок 1008-й содержит шесть направленностей, а санитарные правила, утверждённые позже, в 2014 году, содержат ещё две: военно-патриотическую и культурологическую. Юристы комментируют это с позиции того, что в конце перечня стоит точка, поэтому при выборе направленности содержания дополнительных образовательных программ необходимо учитывать только тот список, который имеется в основном законе на данный момент.

Ориентиры содержания дополнительных образовательных программ

Законодательно закреплены целевые ориентиры содержания дополнительного образования, то есть то, на что оно направлено и что обеспечивает. Стоит отметить, что эти позиции находят развитие в других нормативных документах, но они лишь развивают и уточняют целевые ориентиры, установленные для содержания дополнительных образовательных программ именно на законодательном уровне.

Термин и понятие "дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа" также закреплен законодательно, но его содержание не представлено. То есть прямого определения в законе не содержится, но исходя из основного понятия "дополнительное образование" и его целевых характеристик, обобщив, можно немного раскрыть данный термин. Дополнительная общеобразовательная программа - программа, которая реализуется за пределами основного образования и направлена на решение задач общего развития, формирования культуры личности и её адаптации к жизни в обществе, а также создания основы для осознанного профессионального выбора.

И главная характеристика в этом понятии – общее развитие. Потому что именно эта позиция имеет решающее значение как для определения содержания дополнительной образовательной программы, так и для формулировки её основной цели. То есть общее развитие подразумевает расширение кругозора, оно облегчает адаптацию человека, знакомит с новыми знаниями и ориентирует на определённые компетенции. Такой взгляд крайне близок к идеологии современных образовательных стандартов. И здесь появляется своеобразное пересечение дополнительного и общего образования, которое демонстрирует, как первое может влиять на результаты второго, развивая личностные и метапредметные показатели.

Стоит отметить, что дополнительные общеразвивающие программы для детей не выделяют каких-либо приоритетов и многообразных способностей, способствующих развитию личности, а только учат всему понемногу. Это их главная задача и данный факт стоит учитывать при разработке дополнительных общеразвивающих программ. То есть в отличие от предпрофессиональных, общеразвивающие программы не ориентируют на подготовку, например, деятелей культуры и искусства.

Содержание образования – это система научных знаний, умений, навыков, мировоззренческих, нравственных и эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта. Что касается непосредственно содержания дополнительных образовательных программ, то всё, что есть в нашем мире, любой объект живой и неживой природы может в него входить, так как в данной сфере не существует каких-либо ограничивающих стандартов.

Дополнительная общеобразовательная программа направлена на решение задач общего развития, формирования культуры личности и её адаптации к жизни в обществе, а также создания основы для осознанного профессионального выбора. Общее развитие подразумевает расширение кругозора, облегчает адаптацию человека, знакомит его с новыми знаниями и ориентирует на определённые компетенции. То есть данный подход очень близок к идеологии современных образовательных стандартов.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль