Классификация, регламент и содержание дополнительных образовательных программ

73

Законом предусмотрены только дополнительные и основные образовательные программы, а про другие их разновидности ничего не сказано. Учебные и рабочие программы нигде не упоминаются, поэтому важно понимать, что по факту они не являются образовательными. Законодательно закреплён регламент и требования к содержанию дополнительных образовательных программ. Выделяются две группы:

Обычным педагогам следует углубленно ознакомиться именно с особенностями общеразвивающих программ, потому что предпрофессиональные рассчитаны на совершенно иные, более серьёзные задачи.

Требования к содержанию дополнительных образовательных программ

Главная структурная единица в новом законе – образовательная программа. Но, в отличие от основной, содержание дополнительной образовательной программы определяется самой организацией. В целом, содержание образования – это система научных знаний, умений, навыков, мировоззренческих, нравственных и эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта. Что касается непосредственно дополнительного образования, то всё, что есть в нашем мире, любой объект живой и неживой природы может стать его содержанием. И стандарты ничего не ограничивают в данной сфере.

Содержание дополнительных образовательных программ реализуется по шести направленностям, которые обозначены специальными государственными документами:

  • социально-педагогическая;
  • туристско-краеведческая;
  • физкультурно-спортивная;
  • естественно-научная;
  • техническая;
  • художественная.

Каждая из них может быть представлена многообразным содержанием дополнительных общеобразовательных программ, которые необходимо разрабатывать в соответствии с конкретной направленностью. Выбирает и обозначает её непосредственно автор, то есть педагог.

Но в законах есть определённые противоречия. Например, порядок 1008-й содержит шесть направленностей, а санитарные правила, утверждённые позже, в 2014 году, содержат ещё две: военно-патриотическую и культурологическую. Юристы комментируют это с позиции того, что в конце перечня стоит точка, поэтому при выборе направленности содержания дополнительных образовательных программ необходимо учитывать только тот список, который имеется в основном законе на данный момент.

Ориентиры содержания дополнительных образовательных программ

Законодательно закреплены целевые ориентиры содержания дополнительного образования, то есть то, на что оно направлено и что обеспечивает. Стоит отметить, что эти позиции находят развитие в других нормативных документах, но они лишь развивают и уточняют целевые ориентиры, установленные для содержания дополнительных образовательных программ именно на законодательном уровне.

Термин и понятие "дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа" также закреплен законодательно, но его содержание не представлено. То есть прямого определения в законе не содержится, но исходя из основного понятия "дополнительное образование" и его целевых характеристик, обобщив, можно немного раскрыть данный термин. Дополнительная общеобразовательная программа - программа, которая реализуется за пределами основного образования и направлена на решение задач общего развития, формирования культуры личности и её адаптации к жизни в обществе, а также создания основы для осознанного профессионального выбора.

И главная характеристика в этом понятии – общее развитие. Потому что именно эта позиция имеет решающее значение как для определения содержания дополнительной образовательной программы, так и для формулировки её основной цели. То есть общее развитие подразумевает расширение кругозора, оно облегчает адаптацию человека, знакомит с новыми знаниями и ориентирует на определённые компетенции. Такой взгляд крайне близок к идеологии современных образовательных стандартов. И здесь появляется своеобразное пересечение дополнительного и общего образования, которое демонстрирует, как первое может влиять на результаты второго, развивая личностные и метапредметные показатели.

Стоит отметить, что общеразвивающие программы не выделяют каких-либо приоритетов и многообразных способностей, способствующих развитию личности, а только учат всему понемногу. Это их главная задача и данный факт стоит учитывать при разработке содержания дополнительных образовательных программ. То есть в отличие от предпрофессиональных, общеразвивающие программы не ориентируют на подготовку, например, деятелей культуры и искусства.

Содержание образования – это система научных знаний, умений, навыков, мировоззренческих, нравственных и эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта. Что касается непосредственно содержания дополнительных образовательных программ, то всё, что есть в нашем мире, любой объект живой и неживой природы может в него входить, так как в данной сфере не существует каких-либо ограничивающих стандартов.

Дополнительная общеобразовательная программа направлена на решение задач общего развития, формирования культуры личности и её адаптации к жизни в обществе, а также создания основы для осознанного профессионального выбора. Общее развитие подразумевает расширение кругозора, облегчает адаптацию человека, знакомит его с новыми знаниями и ориентирует на определённые компетенции. То есть данный подход очень близок к идеологии современных образовательных стандартов.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль