Оценка метапредметных результатов образования

4400

Когда мы говорим об оценке метапредметных результатов образования, берем во внимание читательскую грамотность и обязательно групповые проекты. Это важно именно на начальной ступени обучения – не индивидуальный проект, а групповой является основой формирования умения работать в группе.

Групповые проекты в основной школе уже не работают, если не были сформированы в начальной школе. Дети перестанут задавать вопросы, перестанут работать в группе – это упущенное время. В старшей школе начинают работать совершенно другие механизмы: индивидуальный проект, самоопределение, определение своего профессионального будущего, смысла в жизни и так далее.

Оценка метапредметных результатов образования в конце начальной школы предполагает обязательные комплексные работы с текстом. То есть уже в четвертом классе начинается оценка читательской грамотности, способности, как механизма дальше учиться. Если ребенок может читать и использовать эту информацию, то получает основу для продолжения обучения.

Результаты оценки метапредметных результатов образования по школам

Результаты международных исследований по российской начальной школе показали – 60-65% выпускников начальной школы работают на высоком и высшем уровне. То есть такое количество детей готово к продолжению на высоком и высшем продвинутом уровне изучать учебный процесс в пятом классе. А далее за пять лет по данным оценки метапредметных результатов образования школы России опускаются на 40 место в международном рейтинге. Одна из серьезнейших проблем – переход к предметному обучению, которое мы до сих пор не можем учитывать.

Стандарт не дает четкого определения оценки метапредметных результатов образования, указывая лишь, что все должно быть в мониторинге и персонифицировано. На самом деле три важнейших показателя – самооценка, отношение, мотивация – должны обязательно персонифицироваться и включаться в индивидуальную оценку. В то время как остальные вещи, связанные с моральными аспектами, как раз напротив – должны быть обязательно неперсонифицированы, чтобы понять, что происходит по системе.

На основе разработок российских исследователей удалось создать систему для внутришкольного мониторинга или мониторинга и оценки метапредметных результатов образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. И это уже введено в ряде регионов страны.

Начало – со стартовой диагностики в составе оценки метапредметных результатов образования. Как модель управления качеством, стартовая диагностика дает основания для понимания учителем – с чем пришел ребенок, и как работать с классом.

В конце первого класса подключаются предметные результаты (русский язык, математика, чтение), некоторые личностные результаты (в плане методик самооценки Дембо-Рубинштейн), отношение к учебной деятельности.

Во втором классе добавляется структура мотивации и чтение научно-популярных текстов.

В третьем классе используются практически те же инструменты, измененные по предметным областям.

В четвертом классе добавляется читательская грамотность и проектная деятельность, плюс моральные дилеммы и большой блок контекстной информации для того, чтобы дальше работать с ней.

Оценка метапредметных результатов образования: ситуация с результатами

В одном из регионов были подведены итоги четырехлетнего эксперимента. Систему проходили дети с первого по четвертый класс. В комплексе рассматривались результаты по математике, по русскому языку, чтению. Затем с мотивацией. Замеряли результаты одного и того же ребенка по одному и тому же инструменту и так далее.

Ситуация с математикой характерна для всех регионов – тенденции повторяются. На рубеже второго-третьего класса наблюдается интенсивное снижение результатов. Очень важно донести эти оценки метапредметных результатов образования учителям и родителям. Получается, что дети, хорошо подготовленные по математике, первый год идут на том потенциале, который заложен в них. А со второго класса возникают трудности  – начинаются текстовые задачи, много серьезной математики, работа на результат.

Ситуация с русским языком – самым проблемным предметом – достаточно сложная. Отношение к русскому языку по данным экспертов ухудшается с первого по четвертый класс.

С чтением все нормально.

В процессе таких исследований и оценки метапредметных результатов образования изучаются также мотивация, уровень самооценки детей. Ребенок с заниженной самооценкой боится поднять руку, не задает вопросы, даже интеллектуально-сохранные. А к концу девятого класса вообще попадает в группу риска. Меняется настроение и отношение к школе.

Важна также информация по каждому учителю, по каждому классу. Здесь используются четыре предметных области, читательская грамотность, проектная деятельность.

Как работать с результатами оценки метапредметных результатов образования

Результаты грамотной оценки метапредметных результатов образования позволяют задуматься – все ли благополучно в конкретном учебном заведении и что можно сделать  с этим. Выполняется мониторинг и сравнение на уровне региона, на уровне страны.

Комплексные результаты в сочетании с результатами психологов дают основание по-другому отнестись к детям.

Образовательный стандарт дает инструмент учителю и психологу для оценки метапредметных результатов образования. А далее можно последовать примеру Москвы и ввести в штат человека, который будет отвечать за управление качеством. Это действительно важно. Это практикуется во всех странах-лидерах. Ответственный за качество обеспечивает проведение измерений и использование результатов в дальнейшем. Он работает с учителями и с родителями. При необходимости добавляет какие-то свои измерения, чтобы понять, что происходит с ребенком.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль