Оценка метапредметных результатов образования

4551

Когда мы говорим об оценке метапредметных результатов образования, берем во внимание читательскую грамотность и обязательно групповые проекты. Это важно именно на начальной ступени обучения – не индивидуальный проект, а групповой является основой формирования умения работать в группе.

Групповые проекты в основной школе уже не работают, если не были сформированы в начальной школе. Дети перестанут задавать вопросы, перестанут работать в группе – это упущенное время. В старшей школе начинают работать совершенно другие механизмы: индивидуальный проект, самоопределение, определение своего профессионального будущего, смысла в жизни и так далее.

Оценка метапредметных результатов образования в конце начальной школы предполагает обязательные комплексные работы с текстом. То есть уже в четвертом классе начинается оценка читательской грамотности, способности, как механизма дальше учиться. Если ребенок может читать и использовать эту информацию, то получает основу для продолжения обучения.

Результаты оценки метапредметных результатов образования по школам

Результаты международных исследований по российской начальной школе показали – 60-65% выпускников начальной школы работают на высоком и высшем уровне. То есть такое количество детей готово к продолжению на высоком и высшем продвинутом уровне изучать учебный процесс в пятом классе. А далее за пять лет по данным оценки метапредметных результатов образования школы России опускаются на 40 место в международном рейтинге. Одна из серьезнейших проблем – переход к предметному обучению, которое мы до сих пор не можем учитывать.

Стандарт не дает четкого определения оценки метапредметных результатов образования, указывая лишь, что все должно быть в мониторинге и персонифицировано. На самом деле три важнейших показателя – самооценка, отношение, мотивация – должны обязательно персонифицироваться и включаться в индивидуальную оценку. В то время как остальные вещи, связанные с моральными аспектами, как раз напротив – должны быть обязательно неперсонифицированы, чтобы понять, что происходит по системе.

На основе разработок российских исследователей удалось создать систему для внутришкольного мониторинга или мониторинга и оценки метапредметных результатов образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. И это уже введено в ряде регионов страны.

Начало – со стартовой диагностики в составе оценки метапредметных результатов образования. Как модель управления качеством, стартовая диагностика дает основания для понимания учителем – с чем пришел ребенок, и как работать с классом.

В конце первого класса подключаются предметные результаты (русский язык, математика, чтение), некоторые личностные результаты (в плане методик самооценки Дембо-Рубинштейн), отношение к учебной деятельности.

Во втором классе добавляется структура мотивации и чтение научно-популярных текстов.

В третьем классе используются практически те же инструменты, измененные по предметным областям.

В четвертом классе добавляется читательская грамотность и проектная деятельность, плюс моральные дилеммы и большой блок контекстной информации для того, чтобы дальше работать с ней.

Оценка метапредметных результатов образования: ситуация с результатами

В одном из регионов были подведены итоги четырехлетнего эксперимента. Систему проходили дети с первого по четвертый класс. В комплексе рассматривались результаты по математике, по русскому языку, чтению. Затем с мотивацией. Замеряли результаты одного и того же ребенка по одному и тому же инструменту и так далее.

Ситуация с математикой характерна для всех регионов – тенденции повторяются. На рубеже второго-третьего класса наблюдается интенсивное снижение результатов. Очень важно донести эти оценки метапредметных результатов образования учителям и родителям. Получается, что дети, хорошо подготовленные по математике, первый год идут на том потенциале, который заложен в них. А со второго класса возникают трудности  – начинаются текстовые задачи, много серьезной математики, работа на результат.

Ситуация с русским языком – самым проблемным предметом – достаточно сложная. Отношение к русскому языку по данным экспертов ухудшается с первого по четвертый класс.

С чтением все нормально.

В процессе таких исследований и оценки метапредметных результатов образования изучаются также мотивация, уровень самооценки детей. Ребенок с заниженной самооценкой боится поднять руку, не задает вопросы, даже интеллектуально-сохранные. А к концу девятого класса вообще попадает в группу риска. Меняется настроение и отношение к школе.

Важна также информация по каждому учителю, по каждому классу. Здесь используются четыре предметных области, читательская грамотность, проектная деятельность.

Как работать с результатами оценки метапредметных результатов образования

Результаты грамотной оценки метапредметных результатов образования позволяют задуматься – все ли благополучно в конкретном учебном заведении и что можно сделать  с этим. Выполняется мониторинг и сравнение на уровне региона, на уровне страны.

Комплексные результаты в сочетании с результатами психологов дают основание по-другому отнестись к детям.

Образовательный стандарт дает инструмент учителю и психологу для оценки метапредметных результатов образования. А далее можно последовать примеру Москвы и ввести в штат человека, который будет отвечать за управление качеством. Это действительно важно. Это практикуется во всех странах-лидерах. Ответственный за качество обеспечивает проведение измерений и использование результатов в дальнейшем. Он работает с учителями и с родителями. При необходимости добавляет какие-то свои измерения, чтобы понять, что происходит с ребенком.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль