Градация заданий в системе оценки уровня образования

23

Все задания делятся на три больших группы.

  1. Общая ориентация в тексте, поиск и понимание информации – касается первичного усвоения того, что есть в тексте.
  2. Преобразование, интерпретация информации, глубокое понимание текста. Это то, что формируется, в процессе конспектирования текста. Имеются виду любые виды конспектирования.
  3. Рефлексия на форму и содержание текста, оценка и применение информации – это основное. Если по окончании девятого класса дети хорошо выполняют задания третьей группы – значит, по оценке уровня образования они способны к самообучению. Достигнута главная цель основной школы – дети в состоянии учиться, и умеют учиться.

Именно поэтому нужно сначала внедрять освоение читательской грамотности – это основное проверяется очень хорошо. К сожалению, как оказывается, совсем небольшая часть наших детей по окончании девятого класса способна к этому самостоятельному обучению.

Задания первой группы в оценке уровня образования

Он может быть на основе текста, если это первая и вторая группа. Если третья – рефлексия, оценка и применение содержания – это внетекстовая информация.

Задание для первой группы. Создается огромный кодификатор – какие умения входят в эту первую группу. Вычленять информацию, заданную в явном виде. Определять из текста значения терминов, сопоставлять, устанавливать последовательность действий и так далее. Понятно, что оценка уровня образования подразумевает проверку элементарно выбора информации из текста, явно заданный в этом тексте.

Задания первой группы наиболее простые задания для формулировки.

В свое время мы пытались проанализировать учебники и вопросы после параграфов учебников в рамках оценки уровня образования. Самая большая проблема – в этих вопросах после параграфов, которые должны работать на освоение текста, проследить последовательно все три группы вопросов практически невозможно.

Учебники мы сейчас не перепишем. Но понимание учителями, как это строится, переложить это на обычный параграф учебника уже проще. Тем более что учителю не требуется делать задания, как непосредственно такие записаны. Он просто должен задавать соответствующие вопросы к тексту в ходе оценки уровня образования. Но так, чтобы эти вопросы были – сначала первой, потом второй, потом третьей группы.

Задания второй группы в оценке уровня образования

Вторая группа предполагает какую-либо интерпретацию – пересказывание текста хотя бы минимально собственными словами. При этом в процессе оценки уровня образования определяется способность:

  • выделять главную мысль отдельных частей текста;
  • делать выводы на основе информации;
  • преобразовывать информацию из таблицы в диаграмму;
  • ранжировать, классифицировать;
  • выделять информацию, не соответствующую содержанию текста.

Понятно, что они в себе содержат вопросы. На их основании просто можно выстраивать вопросы к параграфам учебника в зависимости от того, что на каком материале работает.

Задания третьей группы в оценке уровня образования

Задания третьей группы предполагают либо оценочные суждения, либо применение информации.

Основные направления, которые учитываются в ходе оценки уровня образования:

  • выстроить самостоятельно объяснения для новой ситуации, базируясь уже на той информации, которая была в тексте;
  • интерпретировать результаты исследования;
  • самостоятельно сконструировать новую по отношению к тексту ситуацию и так далее.

Эти задания наиболее сложные для конструирования в системе оценки уровня образования – берут текст и что-то из него выкидывают. На основании того, что выкинули, делают задания третьей группы.

В текстах даются объяснения, которые нельзя перенести в чистом виде отсюда в эту ситуацию. Это надо понять, надо научиться в этом тексте, как это работает, и применить эти новые полученные знания уже в другой ситуации.

Мы обсудили, как строится непосредственно этот инструментарий оценки уровня образования. Вообще говоря, это нужно делать со всеми учителями. И этот кодификатор этих умений по читательской грамотности вообще должен быть настольной книгой. Пока мы этого не достигнем, пока мы все не научимся задавать правильные вопросы к нашим учебным текстам, с читательской грамотностью ничего не сдвинется.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль