Метапредметные планируемые результаты и динамика обучения чтению

3528

Российские четвероклассники – первые в мире по читательской грамотности. А вот 10 класс уже оказывается на 40-м месте. Дети разучиваются читать? Ничего подобного.

Динамика обучения чтению в свете метапредметных результатов обучающихся

С техникой чтения все замечательно. Оказывается, все дело в том, что в четвертом классе им в основном задают вопросы первой группы – на работу с явной информацией. И этому в нашей школе учат очень хорошо. И десятиклассники на эти вопросы отвечают просто замечательно. Если задание с выбором ответа, и не надо ничего писать, то прочитать, найти, ткнуть пальцем и выделить в тексте – легко. Десятиклассники справлялись с самыми «провальными» на первый взгляд заданиями. Все то, чему учили в четвертом классе, спокойно живет до десятого.

Другой вопрос, что в четвертом классе детям дают от силы одно-два задания в PEARLS второй группы и всего-навсего одно – третьей, где требуется сказать, почему там мишка добрый, в этом рассказе. А эта цепочка метапредметных результатов обучающихся показывает, что на самом деле динамика должна заключаться как раз в изменении соотношения заданий первой, второй и третьей группы. Если в начальной школе это преимущественно первая.

Что касается динамики обучения чтению – в начале десятого класса для 15-летних подростков, которые идут в профильные классы, первая группа заданий и метапредметные планируемые результаты уже никого не должна интересовать. То есть то, что они должны отвечать на вопросы первой группы, вычленять информацию в тексте – это как бы, само собой разумеется. А они должны выполнять в основном второй и преимущественно третий.

Вот этого приращения второй, а уж тем более третьей группы в составе метапредметных планируемых результатов у нас, к сожалению, не происходит. Поэтому самое главное в организации внутреннего мониторинга – обеспечить эту лесенку с точки зрения использования заданий разных групп, разной сложности. Естественно, при этом расширяется тематика, увеличивается объем текстов, усложняется содержание информационных блоков, но тенденции будут именно такие.

Работа с метапредметными результатами обучающихся

По метапредметным результатам – важно обратить внимание на то, что внешние измерители – это стандартизованные материалы в книжках «Просвещения». Можно взять любой тест – он сам по себе ничего не даст, если возле каждого задания не будет прописан процент его выполнения, если не с чем будет сравнивать. Выполнили, к примеру, 60% детей. А сколько должно было? Мы сейчас не знаем, сколько должно, но можем проверить, сколько выполняют, и потом всегда сравнивать на этом фоне – лучше мы или хуже. Другого пока, к сожалению, нет.

Если по предметным показателям мы можем договориться о заданиях базового уровня и выделить эту границу, то с метапредметными планируемыми результатами процедура гораздо сложнее. Но в любом случае это возможно.

Метапредметные инструменты готовятся на протяжении нескольких лет, апробируются, затем даются. Что важно – даже если вы не хотите использовать метапредметные планируемые результаты в конце пятого, шестого, седьмого класса для внутреннего мониторинга, то, его можно разобрать на части, поскольку здесь математика, русский язык, естествознание и обществознание, чтобы хотя бы учителя с ними работали на своих уроках, проверяли и понимали, как это делается.

Метапредметные планируемые результаты: опыт Московского ЦКО

В Москве – в Московском центре качества образования – ведется такая работа. Там пытаются эту цепочку динамики проследить от начала до конца – читательская грамотность и так далее.  Сначала идет спецификация, демонстрационные варианты, а в конце вывешен отчет. Почему он важен? Потому что метапредметные результаты обучающихся отражают, собственно, кто как справляется по каждому заданию. Все задания распределены по группам – первая, вторая, третья. И еще указывается, какие проблемы и какие достоинства были у той или иной группы.

На сайте МЦКО есть отдельная градация кодификатора и есть кодификатор метапредметных планируемых результатов метапредметных результатов, где по чтению эти умения как раз вычленены. То же самое – тексты. Естественнонаучные – со вставками, рисунками, таблицами, с достаточно большим количеством заданий с развернутым ответом. И расположены они, как правило, от первой группы до третьей.

МЦКО работает для Москвы, поэтому Москва все получает в свои личные кабинеты от начала до конца, всю буквально по каждому ребенку. Если вы хотите использовать их инструментарий в системе метапредметных планируемых результатов – это дело платное.

Полезно будет обратить внимание на демоверсии и отчеты. Посмотреть на сам вариант, который писали и с чем справляются, с чем не справляются – это очень полезно. У вас ровно те же самые дети, что учатся в Москве и писали эти тесты.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль