Диагностика понятий: метапредметные и межпредметные связи в обучении

1342

Почему стоит поговорить о диагностике межпредметной связи в обучении?

Поскольку жизнь в нашей школе разделена между разными предметами, перенос с одного предмета на другой практически не осуществляется – сейчас думаю русским языком, потом у меня математика и забыл все по русскому языку.

Проблема в том, что мы учим все в разных местах. А когда эти элементарные вещи надо совместить вместе, возникают проблемы. Нельзя сказать, что эта проблема только наша, российская. Если посмотреть на средний международный результат – он тоже не слишком высок (33 % в среднем). Но у нас совсем тяжело – 19,7 % (по проведенным замерам).

В советские времена в программах было понятие «межпредметные связи в обучении». Сейчас в программах этого никто не напишет. Потому что мы берем программы из разных частей. И авторы учебника по биологии не знают, с каким учебником физики или с каким учебником химии в вашей школе он будет сосуществовать. Поэтому устанавливать межпредметные связи вообще нельзя. Они должны быть горизонтальными и вертикальными. Поэтому то, что раньше решала Российская академия образования и писала в программах, сейчас должно решаться на уровне методического объединения учителей, которые выбирают соответствующие учебники.

Межпредметные связи в обучении и естественнонаучный цикл

Что касается уроков естественнонаучного цикла, то здесь как раз выделяют межпредметные связи в обучении, когда одну и ту же модель заданий конструируют на материале разных предметов. Ребенок как бы одно и то же, с точки зрения разных предметов проверятся.

В качестве примера кодификатора для восьмого класса: что, собственно, является межпредметными связями в обучении для восьмого класса с точки зрения физики, химии, биологии. Например, вещество, строение вещества. Там вместе электропроводность, теплопроводность и плотность. Органические, неорганические, металлы-неметаллы и так далее. Разрабатываются модели заданий. Одинаковые модели заданий, проверяющие одно и то же – преобразование энергии. Но первое – с точки зрения биологии, второе – химии, третье – физики. В рамках межпредметной связи в обучении проводится сравнение, как дети справляются с одним, вторым. Ясно, что здесь само умение уже одно и то же. Играет роль содержание. Любое задание включает и умение, и содержание. Важно вычленить либо одно, либо другое, таким образом, вычленяя именно содержание.

Понятно, что на материале того предмета, где это изучается, пишут лучше. Если это перенос – пишут существенно хуже. Хуже другое – задания, в которых хотя бы дистракторы сформулированы на материале из разных предметов, пишется существенно хуже, чем задания на материале одного предмета. И с этим поделать просто очень сложно.

Логические умения и метапредметный подход ФГОС

Здесь с точки зрения диагностики другой подход – контекст заданий исключительно на основе предметного содержания. Не идем ни в какое внепредметное пространство.

Группа заданий, связанных единым контекстом, или используются составные задания в системе метапредметного подхода ФГОС. Здесь задания в группе выстраиваются от проверки узнавания алгоритма к импровизации и комбинированию алгоритмов. Поскольку в данном случае для умений в рамках метапредметного подхода ФГОС важно это повторение, это воспроизведение того же умения. Бывает, очень сложные умения формируются как обязательные на предмете. И в любой ситуации воспроизводит данный алгоритм. Он может быть сложным, но это все равно воспроизведение. А ученика нужно поставить в ситуацию, когда у него нет возможности воспроизведения, и он должен сочинить этот ход решения самостоятельно.

Использование одинаковых моделей на контексте разных предметов и метапредметного подхода ФГОС для проверки одного и того же умения – комплексное задание. Например, вопросы для сравнения – написать ответы на эти вопросы, то есть показать, что ты в теме. Далее самостоятельно формулируется вопрос по заданным признакам. И затем просто ученик самостоятельно уже выделяет сам признак и делает вывод. Суть именно в том, какие свойства мы в данном случае сравниваем, с чем работаем.

ИКТ-компетентность и метапредметный подход ФГОС

С ИКТ-компетентностью все более-менее понятно – умеют или не умеют делать. Проблема только в том – как это оценить.

А что касается диагностики в рамках проектной учебно-исследовательской деятельности и метапредметного подхода ФГОС – сама по себе диагностика, конечно, весьма сложная. Разумнее воспользоваться готовым инструментарием, который был представлен в Центре ОКО (оценки качества образования), для проведения в конце пятого, шестого класса. Потому что очень непросто ломать учебный процесс и так далее.

Используются карты наблюдения, в которых прописано, что наблюдается. Их так же, как кодификатор, надо положить на стол учителю. Пусть он не ставит эти баллы – пусть, организуя работу в группе, он понимает, на что надо обращать внимание, на каком этапе и на что. В конце концов, тут дело не в баллах и не в самом измерителе метапредметного подхода ФГОС. Дело в том, что пока мы работаем в своем предмете, у нас же нет в планируемых результатах коммуникативных и регулятивных. В предметных это не записано. А с кого это спрашивать, если это не записано ни в одном предмете? Спрашивается со всех, а типа как никто не отвечает.

Почему говорят, что должны на каждом предмете использоваться и предметный, и метапредметный подход ФГОС? Потому что их туда не записали. Потому что они просто были все одинаковые для каждого предмета. Но это значит, что в каждом предмете вы тоже должны это оценивать. То есть учитель должен задумываться не только о своих планируемых результатах, которые написаны в книжке, но и по всему списку: конфликтные-неконфликтные, планируют – не планируют, удерживают задачу – не удерживают.

Удержание задачи и метапредметный подход ФГОС

По поводу удержания задачи. В Москве ежегодно предлагаются какие-то проекты в виде именно этого измерителя. Самая большая проблема – подмена поставленной задачи. Дети начинают отвечать не то, что требуется, а то, что они знают. Особенно это заметно на естествознании, когда им дают провести какое-то исследование, а они вместо того, чтобы сделать исследование (это надо приборы брать, измерять что-то, выяснять), они нам презентацию ставят из Интернета. Вместо того чтобы измерять жесткость воды, например, они нам из Интернета пишут.

Самое главное, на что следует обратить внимание – несмотря на то, что это, казалось бы, достаточно грубый инструментарий метапредметного подхода ФГОС, трудно научить этого наблюдателя. Иногда используют в качестве наблюдателя старшеклассника. Но, казалось бы, должен плохо работать. Но, несмотря на то, что он такой грубый, он все-таки дает очень приличные результаты, по крайней мере, на уровне оценки.

Например, уровень сформированности регулятивных. Все те регулятивные, которые там были, собрали вместе. Определили базовый, повышенный, высокий, ниже и повышенный. Проекты метапредметного подхода ФГОС совершенно разные с точки зрения деятельности, которую нужно было делать в этом проекте. Экскурсию, комнатные растения и так далее. Но результаты сами по себе – базовый уровень. В этих классах, независимо от того, какой проект выполняли, результаты примерно одни и те же. Поэтому инструментарий реально работает.

Показатели проблемы метапредметного подхода ФГОС

В чем показатели проблемы?

  1. С точки зрения метапредметного подхода ФГОС бешеная дифференциация между классами. Она у нас везде показывается. Но на метапредметных тестах четко видно. Например, класс коррекции, который вытащить уже до девятого будет практически невозможно, потому что у них нет основного: их нужно учить именно учиться.
  2. Разбивка при метапредметном подходе ФГОС. На разные разбиваются, и понятно, что самая большая проблема – общелогические умения. С текстом мы начали работать, читательские умения проверять раньше. Это уже худо-бедно как-то подтягивается. А вот с остальным сложно.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль