Нормативная база оценочного раздела образовательной программы по ФГОС

97

Актуальность вопроса оценки вызвана не только введением стандартов, но и изменением в законодательстве, принятием ряда нормативно-правовых актов, которые регламентируют оценочную деятельность современной образовательной организации.

На первое место в этом перечне нормативных актов следует поставить статью 95 федерального закона №273-ФЗ, которая регулирует содержание процедуры независимой системы оценки качества образования. И следом за этим нормативным посылом идет письмо Рособрнадзора, в котором содержатся рекомендации по сайтам, по наполнению сайта, по размещению материалов на сайте образовательной организации.

Система оценки результатов ФГОС: отчет о самообследовании

В числе обязательных документов, которые должны быть размещены на сайте образовательной организации – отчет о самообследовании. Приказ по подготовке отчета был издан в 2013 году. Следом за этим приказом вышел еще один приказ, который дополняет предыдущий тем, что дает показатели эффективности деятельности организации, подлежащие самооценке.

Связав все эти нормативные акты в единое целое, получаем ядро – приказ о подготовке отчета самообследования и обязательный формат его размещения на официальном сайте. Статья 28 Федерального Закона (п. 13) гласит: Среди компетенций образовательной организации числится компетенция проведения самообследования, обеспечение функционирования внутренней система оценки планируемых результатов ФГОС.

Тот момент, что самообследование и ВСОКО идут одной строкой в одной позиции федерального закона, означает, что внутренняя система оценки результатов ФГОС ориентирована и должна функционировать именно для того, чтобы отчет о самообследовании был и чтобы он соответствовал требованиям федерального регламента.

Система оценки результатов ФГОС: конструирование отчета о самообследовании

Раздел системы оценки результатов ФГОС является частью внутренней системы оценки качества образования по ФГОС. Это, можно сказать, максимум одна пятая внутренней системы оценки качества образования. Потому как качество образования определяется федеральным законом как соответствие стандарту и соответствие потребностям заказчиков образовательной услуги.

Если качество определяется как соответствие стандарту по системе оценки образовательных результатов по ФГОС, то существует как минимум три направления оценки качества:

  • оценка результатов;
  • оценка содержания;
  • оценка условий реализации основной образовательной программы.

В рамках системы оценки результатов ФГОС мы говорим о том, как создавать, как проектировать раздел, называемый системой оценки достижения образовательных результатов.

Если перечитать соответствующие требования федеральных стандартов (начального, основного и среднего общего образования), видно примерно одинаковые требования к этому разделу. Образовательная программа содержит три раздела образовательной программы по ФГОС: целевой, содержательный и организационный.

Именно в целевом разделе и содержится то, о чем мы сейчас ведем речь – система оценки достижения образовательных результатов. Это часть целевого раздела образовательной программы по ФГОС.

Целевой раздел образовательной программы по ФГОС

Раздел характеризует основные направления, цели оценочной деятельности и описывает объект содержания оценки

Первые две позиции неплохо представлены в примерных основных образовательных программах – начальной школы, основной школы, средней школы. Там подробно и широко (можно сказать – избыточно многословно) представлены направления и цели системы оценки результатов ФГОС – тот максимальный объем, который, стандарт желает видеть в образовательных программах, примерно есть. Поэтому, когда пишем данный блок оценочного раздела, мы можем вполне прибегать к примерным основным образовательным программам.

По каждому из уровней используются примерные основные образовательные программы в той мере, в которой считает правильным учитель. Оттуда выписывают цели и направления различной деятельности. На этом этапе компиляция, то есть заимствование из примерной образовательной программы, вполне допустима, потому что здесь еще никакая конкретика не задается, и нет греха потерять свое лицо в списывании чужого продукта.

Объект содержания оценки в системе оценки результатов ФГОС

Далее, начиная с третьей позиции оценки качества (объект содержания оценки), идут позиции, которые в основной образовательной программе должны продемонстрировать каждый индивидуально.

Оценочный раздел системы оценки результатов ФГОС должен отражать:

  • содержание оценки – результаты, которые подвергаются оценке;
  • критерии процедуры – по каким критериям каждый результат оценивается;
  • состав инструментария – к каким методам прибегает образовательная организация, чтобы оценить данный результат.

Оценочный раздел образовательной программы по ФГОС отражает подходы к оценке динамики и индивидуальных достижений обучающихся. Эта позиция красной нитью идет во всех стандартах. Мы не просто оцениваем массовые результаты, анализируем и делаем справки общешкольного формата. Мы обязаны показать, как оцениваются достижения индивидуальные. Эта обязательность пересекается с компетенцией образовательной организации по индивидуальному учёту.

Внутренняя системы оценки результатов ФГОС  – относительно новая компетенция, но она все же как-то пересекается с предыдущим законом (ст. 32 предыдущего закона «Об образовании»). Который вменял в обязанности образовательных организаций проведение мониторинга.

А вот индивидуальный учет – абсолютно новая компетенция образовательной организации. Она введена последним Законом №273. Раньше ее не было. И раз она введена, то и на всех уровнях мы обязаны реализовать, обеспечить ее и отразить это в раздела образовательной программы по ФГОС, в раздел системы оценки достижений.

Данный раздел образовательной программы по ФГОС включает описание организации и содержание промежуточной аттестации. Вот это иногда упускают из вида. Когда зацикливается внимание на то, что это итоговая оценка, забывают про промежуточную аттестацию. Но в данном разделе, если читать требования ФГОС к этому именно разделу, описание промежуточной аттестации должно быть. Здесь выход заключается в том, чтобы сначала подготовить хорошее положение по промежуточной аттестации, а потом уже перенести основные позиции в раздел.

Оценочный раздел образовательной программы по ФГОС

Включает описание организации, содержание оценки по предметам, не выносимым на государственную итоговую аттестацию. Вы помните, что на ГИА сдаются два обязательных предмета и несколько предметов по выбору. А вот те, которые не сдаются по выбору, по ним можно проводить итоговую аттестацию в рамках внутренней системы оценки образовательных результатов ФГОС. И если таковая практика есть, то ее следует описать.

Если учитывать этот набор требований к оценочному разделу образовательной программы по ФГОС, складывается определенный алгоритм действий, необходимых, чтобы раздел оформился как текст, как часть текста основной образовательной программы:

Фиксируем направления и цели, ориентируясь на примерную программу – из 100 предложенных  страниц можно выбрать.

Формируем таблицу, отражающую предмет, формы и методы оценки результатов. Отразить можно только тогда, спланированы результаты.

ФГОС не содержит результатов – содержит только требования к результатам. Результаты планируются образовательной организацией самостоятельно на основе требований ФГОС, выбирая только то, что будете оценивать в системе оценки результатов ФГОС.

Планируем только то, что сможем оценить. Нельзя планировать результаты, которые не подвергаются оценке в том или ином виде.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль