Оценка уровня качества образования: трехкомпонентная модель

146

Оценка уровня качества образования осуществляется по трехкомпонентной модели.

Три компонента – это:

  • понятийный;
  • эмоциональный;
  • деятельностный.

Это не инструкция и не догма – это рекомендация экспертов. Относиться к ним можно соответствующим образом – принимать или не принимать, можно судить. Но это вариант, который помогает решить многие практические проблемы.

По этим трем компонентам выполняется оценка уровня качества образования по любому образовательному результату. На понятийном компоненте оценивается усвоение понятий и терминов, связанных с той или иной группой образовательных результатов.

Например, оценка уровня качества образования по личностному образовательному результату «гражданская позиция» – что  такое гражданственность, что такое патриотизм. Гражданская позиция, хотя бы на уровне возраста, на доступном возрасту ребенка понятийном уровне – он эти понятия должен знать.

Иначе об образовательном результате можно будет говорить как о фикции. Если ребенок не знает понятия, он не сможет продемонстрировать сам результат. Для него это будет акция чисто поведенческая, но не осознанный результат, не осознанный выбор действия.

Эмоциональный компонент в оценке уровня качества образования – это отношение к тому, что формируется.

Деятельностный компонент в оценке уровня качества образования – это опыт.

Достоинства трехкомпонентной модели оценки уровня качества образования

Ее можно встроить в любое мероприятие – урочное или внеурочное. На внеурочное ложится даже лучше, чем на урок. Если урок в нетрадиционном формате, если это деловая игра, если это диспут, если это урок-семинар, то тоже это очень хорошо ложится. Там особенно понятийный компонент будет нагляден.

Когда эта трехкомпонентная модель оценки уровня качества образования приживается, то есть используется регулярно, очень хорошо выстраиваются впоследствии аналитические справки, сводные справки по достижению образовательных результатов. По каждому ученику компонент просчитывается, по классу просчитывается, соотносится по параллели. И дальше накапливаются результаты в течение всего периода освоения основной образовательной программы.

Например, в результате оценки качества образования и его уровня вырисовывается динамика: в первый год освоения основной образовательной программы основного образования (средняя школа, основная школа), понятийный компонент был в целом по параллели 70, потом стал 75, потом случилось падение до 65, и так далее. И так по каждому компоненту. И очень хорошо, очень наглядно видно, как коррелируют между собой знания, ценности и опыт.

Если по результатам оценки уровня качества образования постоянно западает компонент деятельностный – значит, до сих пор работает знаниево-центристская модель образования, и у учащихся нет возможности действовать самостоятельно, осваивать образовательную программу через личный учебный опыт. Используется термин «учебный процесс», потому что к учебному относится и урочная, и внеурочная деятельность.

То есть модель очень удобная – для оценки уровня образования и его качества и последующего обобщения.

Методика педагогического наблюдения: встроенное наблюдение

В рамках одного мероприятия можно оценить целую группу образовательных результатов: метапредметных или личностных универсальных учебных действуй.

Это возможно осуществить в рамках методики педагогического наблюдения – встроенного наблюдения. Это когда педагог осуществляет оценку без отрыва от педагогической деятельности – на уроке, во время выполнения групповых проектов, индивидуальных проектов и так далее.

Для того чтобы эта методика педагогического наблюдения стала методом оценки, она должна быть обеспечена шаблонным наблюдением.

Вообще, если идет речь о мероприятиях или курсах внеурочной деятельности, то карту наблюдения может разработать педагог под конкретное мероприятие: поход, экскурсия, тематическое мероприятие.

В рамках такой методики педагогического наблюдения (оно в план внеурочной деятельности включается обязательно) можно оценить образовательные результаты:

  • коммуникативность;
  • умение работать в команде, в группе;
  • умение сотрудничать;
  • умение договариваться об общих решениях и планировать общие действия.

 Для того чтобы оценить результаты, достаточно выписать все критерии и объекты оценивания, полученные по методике педагогического наблюдения в два столбика. Например, в один столбик «умение договариваться». И в другой – «Учащийся инициирует учебное взаимодействие», «Учащийся отказывается от учебного взаимодействия», «Учащийся проявляет неадекватное поведение во время работы в группе» – в зависимости от результатов встроенного педагогического наблюдения.

Вот примерно три параметра, по которым можно оценить такой образовательный результат, как сотрудничество, учебное взаимодействие. Для этого не нужно обращаться к федеральным центрам оценки качества образования. Для этого просто нужно спланировать данный метод оценки и формы организации оценочной процедуры.

То есть методика педагогического наблюдения – встроенное педагогическое наблюдение, форма организации оценочной процедуры (это наблюдение в процессе внеурочного мероприятия). И таким образом выстраивается таблица, которая идет следом за направлениями и целями оценочной деятельности в разделе «Система оценки достижений». Это кропотливый труд.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль