Организация промежуточной аттестации и оценивание по не аттестуемым предметам

211

Новый федеральный образовательный стандарт регламентирует организацию промежуточной аттестации. А также оценивание по предметам, не входящим в государственную аттестацию учащихся.

Организация промежуточной аттестации

Описание промежуточной аттестации учащихся – один из блоков оценочного раздела рабочей образовательной программы.

В оценочном разделе в отношении организации промежуточной аттестации фиксируется главное – процедурные моменты, организационные моменты. Не прописываются никакие результаты. Речь идет о том, каким образом регламентированы процедуры промежуточной аттестации. Используется ли зачетная система или средний арифметический балл по концу года. Используется ли учет балльной оценки, которая получена в ходе индивидуального итогового проекта учащихся.

То есть, здесь отражается вся специфика организации промежуточной аттестации, которая свойственна конкретной школе. И понятно, что эта специфика, этот блок оценочного раздела ни в коем случае не должен идти в противоречие с положением о текущем контроле промежуточной аттестации учащихся.

ФГОС содержит требования, чтобы в оценочном разделе было отражение промежуточной аттестации. Можно кратко, по самым основным пунктам зафиксировать там и все. Рекомендуется делать ссылку на положение о рабочих программах, где педагог действует по локальным нормативам и осуществляет организацию промежуточной аттестации именно так, как закреплено в положении. Что он не идет в разрез с этим положением, что он функционально выполняет все вещи, которые приняты локальным актом.

Если у вас используется система зачета индивидуальных достижений как основания для выставления оценки за промежуточную аттестацию – это важно. Поскольку не все школы практикуют ее. Большинство идет еще традиционным порядком и делает среднюю арифметическую оценку – год закончился, провели контрольную работу по итогам года, суммировали ее результат с теми оценками, которые есть по четвертям, по триместру, выставили промежуточную оценку. Это представляется как организация промежуточной аттестации.

Формы организации промежуточной аттестации школьников образовательная организация устанавливает самостоятельно, и можно выйти далеко за эти формы. В некоторых случаях система учета индивидуальных достижений себя оправдывает.

Не рекомендуется переводить всю оценку в баллы. Достаточно, чтобы индивидуальный проект был оценен в процентах и таким образом оставлен. Важно, чтобы в портфолио ученика был сертификат или была справка, или то, что вы договоритесь выдавать за оценку в индивидуальных проектах, которая свидетельствует, что он защитил индивидуальный проект, что он написал или защитил, или и то, и другое вместе. И в итоге получил по установленным в школе параметрам такое-то количество баллов.

Оценка по предметам, не входящим в государственную аттестацию учащихся

Стандарт содержит установки в отношении оценочного раздела по отражению итоговой оценки по предметам, не выносимым на итоговую государственную аттестацию учащихся.

Ранее в традиционных школах сдавали по 6-7 предметов обязательно по окончании 11 класса. Никаких выборов не было. Сейчас выбор предоставили. Но существует актуальный вопрос – должен ли ученик выбирать предметы на итоговую оценку помимо государственной аттестации учащихся?

Мы сейчас говорим о предметах, которые не выносятся на государственную аттестацию учащихся. Последнее письмо Рособрнадзора было по поводу детей с ОВЗ – с установкой, что дети с ОВЗ могут оставить только обязательные предметы.

Школы сами решают, каким образом будет осуществляться итоговое оценивание по предметам, не вынесенным на государственную аттестацию учащихся. Можно, например, придумать индивидуальный проект, особенно для учащихся, для которых он мотивирован. Это весьма актуально в профильных классах, по профильным предметам, по предметам профильных циклов. Даже за рамками государственной итоговой аттестации целесообразно либо в формате индивидуального проекта, либо еще каким-то другим способом это сделать.

В качестве экспертного мнения, не догмы, существует шаблон индивидуальной оценки индивидуального проекта в системе. Можно принимать – можно не принимать. Но примерные критерии, как оценивается, примерное предложение шкалы оценки, максимальные баллы.

Внутришкольный контроль учебной работы и ВСОКО

На вопрос, заменяет ли ВСОКО в школе внутришкольный контроль учебной работы (ВШК) можно однозначно ответить – нет. Внутренняя система оценки качества (ВСОКО) – это часть образовательной деятельности, отдельно стоящая, а ВШК – это функция управления.

В предыдущем законе «Об образовании» (ст. 32)  речь шла о мониторинге – «Компетенция осуществления мониторинга качества образования». Этот мониторинг всегда ассоциировался с внутришкольным контролем учебной работы – был неотъемлемой частью ВШК.

Как только слово «мониторинг» убрали из состава компетенций образовательной организации, сложилась иллюзия, что убрали и ВШК. Но эти понятия раздельны, внутришкольный контроль учебной работы, как и любой другой контроль – это часть управленческого цикла. Он будет обязательным, как обязательны планирование, организация, контроль, анализ.

Единственное в чем современный внутришкольный контроль учебной работы будет пересекаться с ВСОКО, как обязательной функцией – в части оценочной информации.

Просто ВШК ограничен административным ресурсом, а субъекты ВСОКО – это еще и педагоги, это сами учащиеся в части самооценки, это могут быть и родители, если вам интересно экспертное мнение родителей по личностным каким-то результатам.

Когда речь идет о подготовке отчета о самообследовании, можно сказать, что его готовят субъекты ВШК. Потому что ВШК – это люди. За внутришкольным контролем учебной работы всегда стоит конкретный административный ресурс. В то время как ВСОКО – это система результатов, процедур, методов, инструментария.

Говорить, что руками субъектов ВШК, руками людей, причастных к ВШК, осуществляется внутренняя система оценки качества, не совсем корректно. Знак равенства между понятиями не поставишь. Поскольку для того, чтобы система функционировала полноценно, внутренняя система оценки качества, нужно много людей. Нужно включать туда педагогов посредством рабочих программ.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Хотели бы вы прочитать статью на тему "Как выполнить требования к соотношению заработной платы директора, заместителей, главного бухгалтера и работников школы"?

  • да 83.33%
  • нет 16.67%
результаты


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль