Электронные учебники в школе: риски и преимущества

256

Многие директора школ и родители хотят, чтобы дети учились по электронным учебникам. Преимущества использования мобильных электронных средств очевидны: возможность в разы снизить вес школьных ранцев, привлечь внимание школьников к учебному материалу, изложенному на непривычном носителе, сэкономить время на поиск необходимой информации. Однако электронные учебники в школе следует вводить осторожно, поскольку негативный опыт использования новаторских носителей заставит детей и родителей надолго отказаться от подобных экспериментов, в том числе от использования любых электронно-образовательных ресурсов

Право использовать электронные учебники в школе предусмотрено действующим законодательством. Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем учебным предметам и курсам, реализуемым в рамках основных образовательных программ. 

Данное право позволяет участникам образовательного проекта в рамках экспериментальной деятельности выбрать использование электронных учебников в школе. Руководству школы в данном случае следует действовать поэтапно. 

В рамках подготовки к введению электронных учебников в школе следует выполнить следующие действия: 

  • сформировать творческую группу, в состав которой рекомендуется включить представителей школьной администрации, учителя информатики, педагогов начальных и средних классов, готовых провести показательные уроки с электронными учебниками;
  • оценить готовность педагогов к использованию электронных учебников;
  • мотивировать учителей-предметников, детей и родителей к использованию электронных учебников в школе;
  • решить вопрос финансового обеспечения, необходимого для закупки электронных учебников;
  • провести показательные уроки с помощью электронных учебников;
  • сделать анализ промежуточных результатов использования электронных учебников в школе;
  • подвести итоги реализации проекта;
  • тиражировать опыта в рамках школы. 

Следует отметить, что на этапе введения учебников нового поколения некоторые педагоги могут проявить настороженность из-за страха не справиться с девайсами и потерять авторитет в глазах учеников. Школьной администрации следует учитывать этот момент, создать условия для повышения квалификации учителей в данном вопросе, стимулировать педагогов морально и материально.

Особенности реализации проекта введения электронных учебников в школе (на примере гимназии № 69 г. Омска)

Средства на реализацию проекта руководству школы пришлось искать самостоятельно. Действовали по принципу добровольности и личной заинтересованности — и в отношении родителей, и в отношении педагогов.

Перед началом проекта в начальной школе провели информационные собрания для учителей, продемонстрировали представителям родительских комитетов классов демоверсии электронных учебников, предлагаемых системой дистрибуции, рассказали о том, на каких условиях сотрудничает фирма, реализующая учебники, о стоимости проекта.
Для использования учебников на уроке у каждого ученика должен быть ноутбук или планшет. Не все родители были готовы к тому, чтобы купить их за свой счет. Поэтому нам пришлось приобрести и установить мобильный компьютерный комплекс из 12 ноутбуков.

Серьезные расходы предполагало и приобретение самих электронных версий учебников. Стоимость комплекта из 25 ключей и комплектов учебников для 2-го класса составляла 112,5 тыс. руб. В 2013 г. приобрести их помог благотворитель. В последующие годы родители покупали комплекты учебников уже на собственные средства.

Внедрить электронные учебники в старшей школе оказалось еще сложнее. Родители категорически не хотели тратить на это деньги. Кроме того, их раздражал тот факт, что занятия будет проводить другой педагог, а это значит, что им придется вкладывать средства в модернизацию оборудования аудитории, закрепленной за другим педагогом и другим классом.

Проанализировав ситуацию, мы обратились в департамент образования администрации г. Омска с просьбой выделить средства для приобретения комплекта планшетных устройств, электронных учебников и передвижного шкафа-хранилища. Нам была оказана финансовая помощь в размере 250 тыс. руб. Помог нам и благотворительный фонд содействия развитию гимназии.

Промежуточные итоги введения электронных учебников в школе

Администрация гимназии, коллеги из других школ и даже представители омских информационных каналов неоднократно спрашивали учащихся и родителей об удобстве использования электронных учебников.

Все, принявшие участие в опросах, высказались «за». Аргументы: «портфель стал легким», «экономия бумаги», «нельзя отставать от технического прогресса», «классический учебник не исчез, но получил интересное дополнение», «все новое требует и новых средств изучения».

Педагоги отметили, что электронные учебники в школе позволяют легко вовлекать детей в образовательный процесс, стимулировать творческое мышление, благодаря чему повышается скорость усвоения учебного материала.

Следует отметить, что использование учебников нового поколения, в которых представлено большое количество иллюстраций и дополнительной информации, эффективно на всех этапах урока. Девайсы позволяют легко изучать новую информацию, в том числе с прослушиванием аудиофрагментов, осуществлять промежуточные проверки и лабораторные работы, искать дополнительные данные. 

Использование электронных учебников в школе удобно и для педагогов: на  одном устройстве можно хранить материалы для работы с разными классами, методические пособия, справочники. 
Конечно, электронные учебники имеют ряд недостатков. Например, их мощности не позволяют производить математические измерения, поскольку на столах у школьников чаще всего оказываются разные устройства. Да и сами электронные версии учебных пособий далеки от идеала: в них преобладает текстовая информация, чтение которой с экрана кажется для детей утомительным. 

Охрана здоровья детей в процессе использования электронных учебников в школе

Внедряя в образовательный процесс электронные учебники, нужно помнить о здоровье детей.

Наши ученики-второклассники, получив планшеты, стали массово играть в компьютерные игры на переменах. Вместо того чтобы отвлечься от экрана, дать отдохнуть глазам, они продолжали сидеть на месте или вставали группками в коридоре. Из-за беспрерывной работы устройства тратили много энергии, и их приходилось постоянно заряжать.

Чтобы решить эту проблему, администрация гимназии привлекла отряд вожатых для проведения физкультурной зарядки, танцевальных флешмобов и подвижных игр с детьми на переменах. Учителя физической культуры составили специальные комплексы упражнений в целях профилактики близорукости, сколиоза и гиподинамии. Классный руководитель ввела динамические паузы на уроках и усилила контроль за тем, чтобы дети на переменах оставляли планшеты в покое.

В результате за время реализации проекта ни у одного ребенка в классе не ухудшились зрение и осанка, а устройства стали работать целый день без подзарядки.

В целом опыт внедрения электронных учебников в образовательную деятельность по представленному выше проекту можно признать успешным. Благодаря нововведению повысилось качество обучения и интерес учеников к предметам. Конечно, введение электронных учебников в школе потребовало дополнительных финансовых вливаний: на создание и поддержку материально-технической и методической базы, подготовку и стимулирование учителей, разработку мероприятий, направленных на сохранение здоровья детей. Но если школьная администрация готова столкнуться с этими проблемами, но электронные учебники в школе следует вводить.  



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль