Тревожность в ситуациях проверки знаний школьников

47

В ходе проверки знаний школьников наиболее часто встречаются такие страхи: страх перехода в другую школу, ответа у доски, оценки знаний, несоответствия оценки требованиям окружающих и другие страхи. Чтобы определить, какие именно страхи испытывает ученик, учитель вместе с педагогом-психологом может использовать методику многомерной оценки детской тревожности Е.Е. Ромицына.

Описание методики Е.Е. Ромицына для измерения тревожности в ситуациях проверки знаний школьников

Методика многомерной оценки детской тревожности представляет из себя лист с утверждениями, который поможет определить уровень тревожности в ситуациях проверки знаний школьников. Школьнику предлагается либо согласиться с утверждением, либо — нет. Согласие с ответом выражается символом «+», несогласие — «-».

Лист утверждений:

  • Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько хорошо ты знаешь материал?
  • Обычно ты волнуешься при ответе или выполнении контрольных заданий?
  • Выполнив задание, ты беспокоишься о том, хорошо ли с ним справился?
  • Мечтаешь ли ты о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
  • Бывает ли так, что, отвечая перед классом, ты начинаешь заикаться и не можешь ясно произнести ни одного слова?  
  • Обычно ты спишь неспокойно накануне контрольной или экзамена?
  • Часто ли ты получаешь низкую оценку, хорошо зная материал, только из-за того, что волнуешься и теряешься при ответе?         
  • Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
  • Часто ли бывает такое, что у тебя слегка дрожит рука при выполнении контрольных заданий?
  • Беспокоишься ли ты по дороге в школу о том, что учитель может дать классу проверочную работу?

После того как школьник проставил плюсы там, где он согласен с утверждениями, он должен их подсчитать. Полученное количество баллов обозначается символом «К» и сравнивается с ключом к методике.

Интерпретация результатов методики Е.Е. Ромицына для измерения тревожности в ситуациях проверки знаний школьников

Уровень тревожности в ситуациях проверки знаний школьников различается для мальчиков и девочек. Методика Е.Е. Ромицына учитывает эти особенности.

Для мальчиков уровень тревожности оценивается следующим образом:

  • если К = 0, уровень тревожности низкий;
  • если 1 ≤ К ≤ 4, уровень тревожности средний;
  • если К = 5, К = 6, уровень тревожности повышенный;
  • если 7 ≤ К ≤ 10, уровень тревожности крайне высокий.

Для девочек разработана следующая градация:

  • если К = 0, К = 1, уровень тревожности низкий;
  • если 2 ≤ К ≤ 6, уровень тревожности средний;
  • если К = 7, К = 8, уровень тревожности повышенный;
  • если К = 9, К = 10, уровень тревожности крайне высокий.

Если у учащегося обнаружен низкий уровень тревожности, то это означает, что для него состояние тревожности само по себе несвойственно в ситуации проверки знаний школьников. Школьник стремится вызвать как можно более бурную реакцию со стороны педагогов и других учащихся на свои поступки и высказывать, смутить или даже шокировать окружающих. Такие учащиеся любят быть на виду независимо от того, какое впечатление производят.

Предположительно, для такого школьника учеба не стоит на первом месте и конкурирует с другими видами деятельности. Также можно предположить некоторую облегченность восприятия и мышления, высокую самооценку и уверенность в себе, свободное проявление эмоций в поведении и независимость. Низкое количество баллов также может быть обусловлено нежеланием учащегося искренне отвечать на опросник.

При средних показателях ученик демонстрирует нормальный уровень тревожности в ситуациях проверки знаний школьников, необходимый для адаптации и продуктивной деятельности. Школьник адекватно оценивает подобные ситуации, объективно оценивая свои возможности, не демонстрирует повышенную чувствительность, социальную зависимость или сверхконтроль.  В поведении можно наблюдать черты уверенности, решительности, самостоятельности.

При повышенном уровне тревожности ученик может испытывать негативное отношение к публичной демонстрации своих знаний перед либо незнакомой ему аудиторией, либо перед аудиторией, которая важна для него. Устным ответам он предпочитает письменные, отлично справляясь с письменными заданиями, контрольными и внеклассными работами, поскольку здесь отсутствует публичная оценка знаний школьника.

При крайне высоком уровне тревожности в ситуациях проверки знаний школьников ученик испытывает негативное отношение к демонстрации своих знаний, боится отвечать перед классом или у доски. Причем, его переживания могут быть настолько сильными, что он не сможет произнести ни одного слова, у него будут подкашиваться ноги и т.д. У ученика могут рано сформироваться чувства долга, ответственности, высокие моральные и этические требования к себе. Он склонен находить массу недостатков в себе. Данные особенности могут обусловливать такие изменения в познавательной деятельности, как ослабление концентрации и переключаемости внимания, трудности при отделении главного от второстепенного и др.

Таким образом, во время обучения школьник сталкивается с большим количеством ситуаций проверки знаний школьников, которые могут вызвать у него страх или тревожность. Методика Е.Е. Ромицына помогает определить, насколько они сильны у конкретного ребенка, а результаты теста помогут учителю и педагогу-психолог помочь школьнику в дальнейшем обучении.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль