Актуальное формирование учебного плана начального общего образования по ФГОС

16

Второе полугодие учебного года — время коррекции основной образовательной программы (далее — ООП) начального общего образования. Как правило, корректировки требуют следующие ее разделы: содержательный, организационный разделы и работа администрации по расстановке кадров.

Как правило, на заседании педагогического совета образовательной организации (далее — ОО) происходит обсуждение вопросов коррекции ООП начального общего образования, а также на повестку дня выносится кадровый вопрос. Стратегические и концептуальные документы, принятые за последний год в сфере образования, оказывают значительное влияние на содержание образования в ОО, в том числе и начального.

Статус учебного плана начального общего образования по ФГОС в ООП

На сегодняшний день учебный план начального общего образования по ФГОС представляет собой взаимосвязь таких критериев, как трудоемкость, последовательность и распределение, касающихся предметов, курсов, дисциплин, практики, если другое не установлено Федеральным законом. И в данном случае с одной стороны идет сужение самого понятия «учебный план», а с другой – ставится акцент на промежуточной аттестации школьников как части учебного плана. Также важно отметить, что образовательный план, который формируется в рамках ООП начального общего образования и соответствует ФГОС начального общего образования, является по сути частью ООП, а не самостоятельным документом.

Этнокультурный компонент учебного плана начального общего образования по ФГОС

В отдельных ОО, реализующих ООП начального общего образования, как правило, в республиках РФ, субъектах РФ с родным (нерусским) языком / языком народа России, в план начального общего образования включается этнокультурный компонент. Данное право закреплено рядом государственных документов, а также действующим ФГОС начального общего образования.

Этнокультурный компонент, включаемый в учебный план начального общего образования по ФГОС посредством системы преподавания и изучения государственного языка, государственных языков республик Российской Федерации и родного языка конкретного народа Российской Федерации, позволяет поддерживать на должном уровне поликультурную компетентность учеников начальных классов. В данном случае речь идет о формировании базовых критериев гражданской идентичности, этнической принадлежности учащегося в форме осознания себя как представителя народа, гражданина России.

При анализе образовательных планов субъектов РФ, которые размещены на сайтах образовательных организаций, становится ясно, что претворение в реальность этнокультурного компонента в ОО происходит посредством обучения родному языку (например, по второму и/или третьему варианту учебного плана), а также посредством интеграционного процесса содержания в предметы (например, окружающий мир, литературное чтение и т. п.), внеурочной деятельности либо дополнительного образования (это могут быть занятия/кружки по народному танцу, пению и др.).

Введение соответствующих предметов с конкретным количеством часов на их изучение в учебный план начального общего образовани​я по ФГОС в определенный(ые) период(ы) обучения позволит:

  • познакомить обучающихся с историей и тенденциями современного развития родного края;
  • сформировать у обучающихся представление о различных сторонах жизни людей, проживающих на их родной земле;
  • развить у обучающихся стремление получать информацию о своей Родине, знать ее историю;
  • создать условия для изучения обучающимися проблем развития края, формирования у них видения своего места в решении этих проблем, установки на необходимость внести личный вклад в совершенствование жизни на родной земле.

Ниже представлены примерные варианты отражения этнокультурного компонента в учебном плане начального общего образования по ФГОС:

Образовательные организации ведут обучение на русском языке, но наряду с ним обучение также ведут на родном языке / языке народов России. В основу формирования учебного плана берут вариант 2 примерного учебного плана (фрагмент учебного плана № 1 (форма 1)). 

Форма 3

Фрагмент учебного плана № 1

Предметные области Учебные предметы Классы/ Количество часов в неделю
Обязательная часть
Филология Русский язык
Литературное чтение
Родной язык и литературное чтение 3 3 3 3
Иностранный язык -
Итого
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной неделе

Отметим, что данный подход в субъектах РФ предпочтительнее. Образовательные организации осуществляют обучение по нескольким планам, по одному из которых предусмотрено обучение на родном (нерусском) языке, формирование осуществляется по третьему варианту примерного учебного плана (фрагмент учебного плана № 2 (форма 2)). 

Форма 4

Фрагмент учебного плана № 2

Предметные области Учебные предметы Классы / Количество часов в неделю
Обязательная часть
Филология Русский язык 4/2 4 3 4
Литературное чтение 0/2 2 2 2
Родной язык 5/3 3 3 5
Литературное чтение 0/2 2 2 2
Итого
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной неделе

Об индивидуальном учебном плане начального общего образования по ФГОС

Образовательная организация общего образования независимо от уровня реализуемых ООП, имеет право, в т. ч. и по желанию обучающихся и/или их законных представителей, осуществлять обучение посредством индивидуального учебного плана (далее — ИУП). ФГОС начального общего образования (п. 19.3) устанавливает, что ИУП разрабатывается для развития потенциала обучающихся, прежде всего для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, причем в обязательном порядке с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей). Важным элементом их реализации для учебного плана начального общего образования по ФГОС является обеспечение сопровождения поддержкой тьютора.

Важно также обращать внимание на то, что изменения, которые были внесены во ФГОС начального общего образования, уточняют принцип обеспеченности школьников учебниками и пособиями. Становится ясно, что организация, которая осуществляет образовательную деятельность, должна быть достаточным образом обеспечена учебниками и методической литературой по всем предметам основной образовательной программы НОО на языках, которые были определены учредителем организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Сохранена позиция об укомплектованности библиотеки организации, осуществляющей образовательную деятельность, печатными образовательными ресурсами и электронными образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана, а также наличии в библиотеке фонда дополнительной литературы.

Актуальный учебный план начального общего образования по ФГОС: недочеты

Говоря о недочетах, встречающихся в ОО при конструировании учебного плана начального общего образования, его принятии, назовем ряд фактов.

До сих пор и у администрации ОО и учредителя ОО, зачастую и органов контроля (надзора), существует стойкая позиция, что образовательный план ОО — самостоятельный документ, а не часть ООП начального общего образования. Из такой позиции вытекает его самостоятельное утверждение, что не соответствует действующему законодательству.

В отдельных субъектах РФ учредитель ОО по настоящее время согласует план, что идет вразрез с нормами Федерального закона № 273-ФЗ, устанавливающими, что «образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное» (ч. 5 ст. 12).

В пояснительной записке учебного плана начального общего образования, реализуемого в рамках ФГОС начального общего образования, идет ссылка на Базисный учебный план 2004 г., что является неправильным.

Учебный план начального общего образования по ФГОС строится на базе примерной ООП начального общего образования, которая носит характер рекомендаций. И в данном случае важно понимать, что формат примерной ООП начального общего образования – это, как правило, модель основной образовательной программы образовательного учреждения. В сфере образования часто практикуется коррекция образовательных программ. Именно поэтому базисный учебный план в качестве раздела примерной ООП имеет рекомендательный характер.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль