Возможности школы в создании более благоприятных условий обучения ребенка

122

Основная задача школы в сфере гигиены – это уменьшить количество проблем со здоровьем, которые сейчас характерны для обучающихся. В решении этой проблемы, которая относится к вопросам улучшения условий обучения ребенка в школе, администрация и педагоги учебного учреждения играют главную роль. Сегодня разработано множество технологий, которые позволяют значительно улучшить условия обучения детей в школе.

Сдвоенные уроки как способ улучшить условия обучения ребенка в школе

Одна из самых действенных педагогических методик – изменение расписание занятий. Например, использование сдвоенных уроков, которые раньше были запрещены. Сдвоенные уроки состоят из трех модулей, то есть два урока по 45 минут разбиваются на три по 30 минут. Между 30-минутными модулями – небольшие 5-минутные перерывы плюс традиционная перемена.

Такая модульная методика составления расписания позволяет улучшить условия обучения ребенка в школе, в частности, сократить многопредметность: вместо шести получить три урока в течение дня. Для педагога обеспечивается более комфортный режим работы, появляется возможность реализовать личностно-ориентированный подход к ученику. Дети не тратят время на перемещение из класса в класс, сокращается время подготовки домашних заданий, поскольку материал более подробно рассматривается в классе. Кроме того, снижается вес ранцев. Самый главный эффект такой организации учебы – снижение утомительности учебного процесса.

Сдвоенные уроки могут применяться только для учащихся средних и старших классов. Для начальной школы такой темп не подходит.

Дополнительные возможности улучшения условий обучения ребенка в школе

Модульное обучение связано с организацией работы на самом уроке. Оно предусматривает не изменение расписания, а новый подход к преподаванию урока. Эта методика позволяет ребенку работать на «своем» уровне сложности, в удобном темпе. Кроме того, удается реализовать здоровьесберегающий подход к организации обучения.

Говоря о сегодняшней школе, нельзя обойти вопросы организации профильного обучения. Статистика показывает, что немногим больше половины детей в средней школе выбирают профиль обучения. Из них чуть больше половины обучается в том классе, профиль которого соответствует их дальнейшему профессиональному выбору.

Здесь стоит рассматривать условия профильного обучения ребенка в школе. Существуют однопрофильные классы, классы «школа-вуз» и мультипрофильные классы, которые организуют обучение детей по индивидуальным образовательным траекториям.

Наиболее затратный способ организации обучения детей – это профильные классы, однако с точки зрения сохранения здоровья он является наиболее благоприятным. При этом следует учитывать, что обучение в профильных классах часто сопряжено с дополнительными нагрузками. Это также нужно принимать во внимание, чтобы условия обучения ребенка в школе не имели негативных последствий для здоровья.

Действенным способом улучшения условий обучения ребенка в школе является устранение еще одного фактора риска – нерациональной организации учебного года, то есть, нерационального чередования учебы и каникул. В поисках наиболее оптимального варианта рассматриваются две основные формы: традиционные каникулы и каникулы 5-1, когда 5 недель учебы чередуются с недельными каникулами.

Исследования показывают, что устойчивость работоспособности детей намного выше, в условиях, которые позволяют равномерно чередовать учёбу и каникулы, то есть при схеме 5-1. Эта же схема помогает улучшить условия обучения ребенка в школе, избежать самой длинной четверти, когда успеваемость падает, в том числе на фоне короткого светового дня, холодной погоды, авитаминоза и больших нагрузок.

График 5-1 позволяет достичь не только более устойчивой работоспособности детей, но и способствует снижению острой заболеваемости, утомления, невротизации детей.

В сегодняшней школе, как и в жизни, наблюдается широкая экспансия гаджетов и электронных ресурсов. Это меняет жизнедеятельность детей, сокращает продолжительность ночного сна, что приводит к эпидемиологической ситуации с нарушением зрения о детей. От начала к концу обучения увеличивается степень выраженности нарушений зрения. Поэтому школа должна формировать у детей навыки правильного использования электронных образовательных ресурсов, которыми они пользуются.

Важное значение в улучшении условий обучения ребенка в школе имеет правильное взаимодействие педагога и ребенка, когда последний не чувствует себя униженным или зажатым, не боится ошибиться, уверен в доброжелательном отношении к себе. В таких условиях дети подвергаются меньшему стрессу, что находит отражение и в образовательных результатах, и в психо-эмоциональном здоровье детей.

Одним из самых значимых факторов является световая и воздушная среда, а также мебель, за которой сидит ребенок. Температурный и влажностный режим, проветривание, оптимальный уровень освещения, удобная мебель – все это сказывается на работоспособности ребенка и формировании его здоровья, а также определяет уровень условий обучения ребенка в школе.

Сегодня мало известно о том, как влияет на детей новый фактор – электромагнитное излучение. Отсутствуют специальные нормы по электромагнитному излучению для детей и проводится мало исследований в этой области. Однако некоторые специалисты отмечают, что электромагнитное загрязнение школ сопоставимо с аналогичными показателями производств, где работают взрослые.

Оптимизации уровня санитарно-эпидемиологического благополучия образовательного учреждения позволяет улучшить условия обучения ребенка в школе, а также показатели состояния здоровья детей. Корректировка организации учебного процесса в школе также позволяет снизить различные нарушения здоровья детей. Существенно улучшить ситуацию может качественное медицинское обслуживание в школе, своевременный контроль. Также важно работать в направлении корректировки, индивидуализации и дифференциации образовательных нагрузок.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль