Основные требования к дополнительной образовательной программе

44

Среди направлений для инновационного поиска по обновлению содержания дополнительного образования можно выделить разработку программ для разных категорий детей и групп учащихся с учётом новых профессий, появляющихся в сферах науки, искусства, культуры и спорта. Требования к дополнительной образовательной программе включают в себя развитие персонализированного, углублённого и профильного обучения, а также поддержку различных инновационных методов в области научно-технического творчества, естественнонаучного и научно-практического образования.

Вектор в развитии нового содержания образования обращён также к формированию психологических установок личности, социальных компетенций, готовности к адаптации в меняющемся мире и способности обучаться на протяжении всей жизни. Одним из важных требований к дополнительной образовательной программе является создание условий для реализации и решений всех обозначенных позиций. Исходя из концепции, всё это фактически является инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего.

Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ должны строиться на следующих основаниях:

  • свобода выбора и режима освоения;
  • соответствие с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
  • вариативность, гибкость и мобильность;
  • разноуровневость и модульность содержания;
  • ориентация на метапредметные и личностные результаты;
  • творческий и продуктивный характер образовательных программ;
  • открытый и сетевой характер реализации.

Все обозначенные позиции целесообразно считать основными требованиями к дополнительной образовательной программе и рассматривать их следует как первоочередные задачи. Без понимания всей концепции разработать актуальную, современную и нужную детям программу практически невозможно.

Законодательные требования к дополнительной образовательной программе

Нормативно-правовая база дополнительных общеобразовательных программ уже сформирована на достаточно высоком уровне. В федеральном законе закреплены основные положения, подзаконные акты и инструктивные письма, поэтому с главными требованиями к дополнительной образовательной программе уже должны быть ознакомлены педагоги, работающие в данной сфере.

Стоит отметить, что на региональном уровне тоже разрабатываются документы, которые на регулируют реализацию программ и порядок организации дополнительного образования детей в целом. Например, для московских учебных заведений есть соответствующие приказы Департамента образования Москвы, которые устанавливают правила реализации, финансирования и другие требования к дополнительным образовательным программам.

Главная проблема заключается в том, что тот документ, которым руководствовались педагоги последние несколько лет (Примерные требования к дополнительным образовательным программам), сильно устарел. И теперь сотрудникам учебных учреждений нужно придерживаться чётких ориентиров, соответствующих современным законам, и основываться на них при разработке и оформлении своего главного документа. На уровне регионов уже приняты примерные требования к дополнительным образовательным программам и педагоги уже могут ими руководствоваться при разработке.

Дополнительному образованию в законе посвящены главы 1, 2, 6, 10, 11 и 75. Некоторые упоминания есть и в других статьях, но глава 10 полностью посвящена дополнительному образованию и его разновидностям. Федеральный закон №273 от 29 декабря 2012 года устанавливает понятия и цели дополнительного образования, его место в структуре системы образования Российской Федерации, разновидности и требования к дополнительным образовательным программам, типы учебных организаций, которые должны их реализовать и гарантии на доступность дополнительного образования в целом.

Также закон регламентирует особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусства, физической культуры и спорта, их интеграции в кадетских школах, суворовских училищах и других образовательных организациях, а также условия приёма и выдачи документов об обучении. Кроме того, закон определяет права, обязанности и ответственность участников образовательных отношений, педагогических работников, обучающихся и их родителей, в том числе и для организаций дополнительного образования.

Требования к дополнительным образовательным программам обусловлены новой концепцией и направлениями развития. Они включают в себя разработку различных методов персонализированного, углублённого и профильного обучения, поддержку инноваций в области научно-технического творчества, естественнонаучного и научно-практического образования.

Законодательно обозначены четкие позиции, на основе которых должны строиться дополнительные общеобразовательные программы. Их следует рассматривать как первостепенные задачи, а также учитывать при разработке соответствующих документов и реализации программ на практике.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль