Информационный электронный образовательный ресурс: дидактические требования

22

Рассмотрим кратко те недостатки, которые возможны при создании информационного электронного образовательного ресурса, и дидактические требования к нему.

Недостатки информационного электронного образовательного ресурса

  1. Выразительные возможности экрана очень часто не только не подчинены, но и не связаны с теми дидактическими задачами, которые ставятся образовательной организацией. В настоящее время все ратуют за интерактивность (к примеру, в Москве создаются интерактивные музеи), мы рады, что наши дети пользуются всевозможными гаджетами, хорошо владеют компьютером. Несмотря на это, занимательность не должна становиться ведущей частью ресурса и не должна отвлекать ребенка от его учебной деятельности. В то же время электронный информационный образовательный ресурс не может быть, по бытовому называя, сухим, то есть занимательность не должна абсолютно отсутствовать. Выдержать эту грань бывает непросто, потому что она достаточно субъективна. В связи с этим, конечно же, важна работа именно рабочей группы, а не одного человека над этой проблемой. Нельзя ограничиваться большими текстами, визуальная информация должна быть связана с преставленными текстами. 
  2. Еще один недостаток, на который часто не обращают внимание — не создается ситуация успеха. Необходимо создавать такую ситуацию: она способствует стремлению ребенка пользоваться информационным электронным образовательным ресурсом дальше, в том числе и в жизни. Попытки ответов на, допустим, тестовые задачи, должны предусматривать все возможные виды поощрения ребенка. 
  3. Существуют информационные электронные образовательные ресурсы, трудные для визуального восприятия, а также необходимость ознакомления с правилами работы, с какими-то программами. Детей часто это останавливает (и таких детей достаточно много), они теряются, когда перед ними на экране возникает незнакомый интерфейс, либо требуется дополнительное изучение данного ресурса.

Дидактические требования к информационному электронному образовательному ресурсу

  1. Использование информационного электронного образовательного ресурса  должно способствовать формированию у учащихся систематически прочных и осмысленных знаний и умения работать с информацией.
  2. Очевидная цель создания — развивать познавательную активность учащихся.
  3. Ресурс должен служить повышению качества и эффективности труда педагогов.
  4. Для достижения вышеперечисленных целей, конечно же, необходимо включать в электронный образовательный ресурс информацию, которая полностью соответствовала бы материалу предметного учебника, который изучают учащиеся. В противоположном случае возникают вопросы, которые рождают конфликт между учителем и учеником. При работе над электронным образовательным ресурсом необходимо учитывать все возможные негативные последствия того, что ваша информация, несмотря на то, что она, возможно, будет дополнительной, не должна противоречить тенденции учебника.
  5. При отборе материала для зрительного восприятия следует отдавать предпочтение крупным и средним планам, по возможности избегая дальних планов. Конечно же, это обусловлено в то же время требованиями СанПиН, определенными к зрительным возможностям наших детей.
  6. В информационном электронном образовательном ресурсе необходимо соблюдать размеры шрифтов, гарнитуры, цвета, а также другие требования, которые предъявляются СанПиНами. Вы можете с ними очень подробно ознакомиться в нашей электронной системе «Образование», где этому посвящено несколько материалов — о том, какими необходимо пользоваться основными текстами, шрифтами, цветами и так далее.
  7. В информационном электронном образовательном ресурсе следует учитывать стандартный интерфейс, уже знакомый для детей — это интерфейс программ для Windows. Конечно же, наши дети сейчас гораздо более продвинуты, чем это было несколько лет назад, однако необходимо ориентироваться на тот общий контингент детей, среднего ребенка, который уже пользовался компьютером в домашних условиях. Интерфейс Windows знаком большинству детей.
  8. Материал должен преподноситься в более живой, эмоциональной форме, но, обращаем внимание, недопустимы кадры, вставки, которые зрительно доминируют и уводят ребенка от темы, с которой ученик должен ознакомиться и постичь.
  9. При создании информационного электронного образовательного ресурса необходимо соблюдать в том числе гигиенические требования. Конечно же, это наши всеми любимые СанПиНы, о них нельзя забывать. Например, непрерывная работа с клавиатурой не должна превышать в 1-4 классах — 15 минут, 5-7 классы — 20 минут, 8-11 классы — 25 минут. Примерно такие же ограничения устанавливаются на просмотр статических и динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения. При этом нет отличий требований к зрительной информации на доске меловой и доске интерактивной.
  10. Работа с тетрадью и учебником чередуется с работой за компьютером или интерактивной доской.

Конечно же, все мы прекрасно знаем и ратуем за различные формы работы с дидактическими материалами, в том числе с информационными электронными образовательными ресурсами. 



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль