Вопросы организации введения ФГОС для детей с ОВЗ в школе

559

Законодательная база и временные рамки введения ФГОС для детей с ОВЗ

1 сентября 2013 года вступил в действие Закон об образовании*, обозначивший переход к включению детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательную систему, чтобы такие дети могли обучаться не в коррекционных школах, а по адаптированным образовательным программам, вместе со своими сверстниками и по месту жительства. В это время начинается разработка и введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для детей с ОВЗ.  В рамках этой работы отменяются некоторые нормативные акты, в частности, был принят приказ №1035 от 2 сентября 2013 года о признании недействующим на территории Российской Федерации письма Министерства просвещения СССР и Министерства народного образования об индивидуальном обучении больных детей на дому **. Главной вехой на пути к включению детей с ОВЗ в общеобразовательную систему являются приказы Минобрнауки №1599 и №1598 от 19 декабря 2014 года ***. В этих двух нормативных документах изложены государственные требования к организации, содержанию программ для всех категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с приказами была проведена большая исследовательская  работа и разработаны адоптированные образовательные программы, их варианты и примерные программы для определенных категорий ОВЗ в соответствии со стандартом, который вводится в действие с 1 сентября 2016 года. Одновременно перестает действовать  типовое положение о коррекционных школах и учебные планы 2002 года. В первую очередь, это касается первых классов, для остальных они продолжают действовать и будут отменяться постепенно.

Введение ФГОС для детей с ОВЗ в 2016-2017 учебном году касается пока только первых классов, соответственно, контроль и проверка качества образовательной деятельности на соответствие стандарту касается только их. В 2017-2018 учебном году действие ФГОС распространяется на вторые классы, и в 2018-2019 – на третьи. Таким образом, в 2019-2020 учебном году вся линейка начальной школы должна быть в зоне действия нового ФГОС.

Пролонгация обучения в связи с введением ФГОС для детей с ОВЗ

В соответствии с образовательным стандартом, нет больше такого понятия, как подготовительный класс. Вместе с тем, не целесообразно было бы отказываться от практики подготовки к школе, особенно когда проходят дошкольную подготовку дети с ОВЗ в детском саду. Есть два способа оформить подготовку к школе в самой школе: либо лицензировать дошкольную образовательную программу и открыть дошкольную группу, которая может быть группой компенсирующей направленности для определенной категории ОВЗ. Либо школа набирает первый класс для детей с ОВЗ в соответствии с рекомендациями ПМПК и затем первый дополнительный. В этом случае пролонгация обучения в первом классе не входит в противоречие с введением ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучение в первом и первом дополнительном классе будет соответствовать варианту 2 примерной адаптированной образовательной программы по стандарту, и даст возможность обеспечить выравнивание стартовых возможностей таким детям.

Кроме того, в стандарте для слабовидящих детей предусмотрена пролонгация сроков обучения до пятого класса.

Координация работы образовательных учреждений при введении ФГОС для детей с ОВЗ

В связи с введением ФГОС для детей с ОВЗ от общеобразовательных школ требуется очень плотная координация работы школы и ПМПК, бывших коррекционных школ, детских домов и интернатов, общественных организаций. С точки зрения организации этого процесса, нужна координационная рабочая группа, которая занимается сетевыми взаимодействиями с вышеперечисленными организациями.  В обеспечении управления ситуацией очень велика роль ПМПК, так как именно в эту комиссию стекается вся информация о детях с ОВЗ из коррекционных и общеобразовательных школ, из детских садов. Впервые именно в ПМПК поступает информация о выпуске из групп детского сада компенсирующей направленности, и о том, сколько детей выпускается, достаточно ли скомпенсированы трудности, соответственно, насколько велика потребность создания соответствующих групп и классов в школах. По статистике примерно 10 процентов первоклассников имеют ограниченные возможности здоровья, поэтому без рекомендаций ПМПК образовательной организации будет очень сложно определиться и с вариантом программы, и со специальными условиями, которые нужно обеспечить.

Кроме того, в эту систему координации должны быть введены детские дома и интернаты, из которых дети идут в первый класс общеобразовательной школы, следовательно, их включение в образовательный процесс координируется с учреждениями социальной защиты. А также, введение ФГОС для детей с ОВЗ, требует более плотной координации работы школы с поликлиниками и с любыми другими медицинскими организациями для получения медицинских рекомендаций. Вопросы, касающиеся  финансового обеспечения введения стандарта, в первую очередь, материально-технического и кадрового обеспечения, требуют координации с учредителями, с управлениями образования разного уровня, оформления соответствующих приказов школы на 2017 год.

_______

*Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

** Приказ Минобрнауки России от 02.09.2013 N 1035 "О признании не действующим на территории Российской Федерации письма Министерства просвещения СССР от 5 мая 1978 г. N 28 улучшении организации индивидуального обучении я больных детей на  дому" и утратившим силу письма Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. N 17-253-6 "Об индивидуальном обучении больных детей на дому".

*** Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847)



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль