Театральная деятельность в школе на примере кукольного театра «Теремок»

36

Цели и задачи кукольного театра «Теремок» в рамках театральной деятельности в школе

В МБОУ «СОШ № 15» г. Ачинска Красноярского края создан школьный ку­кольный театр «Теремок». Его цели:

  • формирование у каждого ученика навыков осмысленной выразитель­ной речи и чтения, превращение этих навыков в стиль общения;
  • формирование познавательных и творческих способностей посредством искусство худо­жественного слова, практических навыков сценического мастерства.

Задачи театральной деятельности в школе:

  • развитие у младших школьников:
  • любви к сценическому искусству;
  • творческих способностей;
  • творческой самостоятельности в создании художественного образа, с использованием игровых, песенных, танцевальных импровизаций;
  • улучшение памяти, внимания, наблюдательности, умственных способностей, фантазии, быстроты реакции, самостоятельности и терпения обучающихся, навыки согласовывать свои действия с партнером;
  • воспитание доброжелательности и коммуникабельности у школьников в отношениях друг с другом;
  • развитие навыков оценивать действия сверстников и сравнивать со своими, держать себя на сцене естественно;
  • повторение учениками грамотного произношения звуков, работа с дикцией, интонационной выразительностью речи.

Театральная деятельность в школе: особенности кукольного театра «Теремок»

Программа кукольного театра «Теремок» состоит из 5 разделов, повторяющихся каждый год обучения, но на более высоком уровне. Каждый год курс начинается с введения и заканчивается завершающим занятием, в процессе которого реализуются получаемые ежегодно навыки на практике. Далее представим короткое содержание тем про­граммы театральной деятельности в школе (каждого раздела)

Раздел 1. «В начале было Слово...» - общение и речевой этикет (10 ч):

  • Слушание, чтение и рассказывание сказок.
  • Виды говорения: диалог и монолог.
  • Мимика и жесты. Сценки без слов.
  • Понятия «общение», «говорить» и «слушать».
  • Речевой этикет в различных ситуациях.
  • Игры на дыхание и правильную арти­куляцию.
  • Логика речи. Составление коротких рассказов.
  • Стихи. Подбор простейших рифм.
  • Сочинение небольших сказок и рас­сказов.
  • Проговаривание рифмовок, скорого­ворок, стихов.
  • Игры со словами.
  • Интонация речи. Выражение основ­ных чувств.

В ходе анализа учащимися тем раздела «“В начале было Слово…” – общение и речевой этикет» стоит использовать следующие жанры фольклора и литературные произведения: считалки, скороговорки и долгоговорки, русские народные басни, игры, сказки, песенки, потешки, дразнилки, небылицы. Зачастую здесь используются произведения С.Я. Маршака. В ходе организации театральной деятельности в школе предусмотрено использование таких игровых ситуаций, как: «Волшебные слова», «Здравствуй и прощай», «Диалог по телефону», «Ежели вы вежливы» и др. Эти ситуации способствуют развитию коммуникативных навыков у школьников, в частности, умения составлять предложения и сочинять сюжетные произведения.


Раздел 2. Сценические действия и театральные игры (12 ч):

  • Групповые сюжетно-ролевые игры.
  • Элементы сценического действия.
  • Сценическое воображение. Действия в условных ситуациях.
  • Упражнения, игры, этюды как сцениче­ские действия.
  • Умение ориентироваться и разме­щаться на сцене.
  • Построение диалога с напарником по заданной теме.
  • Как заучить роль своего героя?
  • Отработка дикции и четкого произно­шения слов.
  • Запоминание заданных поз и умение образно их передавать.
  • Создание образов с помощью вырази­тельных движений.

Цель раздела «Сценические действия и театральные игры» – гармоничное слияние актера с куклой. Так, школьник должен понимать не только основные правила вождения куклы, но и тонкости их применении на практике. В ходе театральной деятельности в школе дети выполняют определенные движения под музыку (наклоны, повороты головы и туловища, сведение и разведение рук, приседание и т.п.). Отдельное внимание нужно уделить сценической речи, для этого учитель организует выполнение детьми артикуляционной гимнастики. Также используются упражнения по проговариванию скороговорок, чистоговорок, потешек.


Примерные спектакли в ходе кукольной театральной деятельности в школе:

  • «Репка»;
  • «Теремок»;
  • «Волк и лиса»;
  • «Маша и медведь».

Раздел 3. Основы театральной куль­туры (11 ч):

  • Что такое театр? Виды театров.
  • Рождение театра в России. Искусство скоморохов.
  • Театральное здание. Зрительный зал. Мир кулис.
  • Посещение кукольного театра.
  • Театральные профессии. Игра актеров.
  • Культура поведения в театре. Театр начинается с вешалки.
  • Театральная афиша, театральная программка.
  • Виды театрального искусства.
  • Спектакль - результат творческого труда многих людей.

Раздел 4. «Мы - актеры» - постановка спектаклей (16 ч).

  • Прочтение произведения, определение сюжетной линии.
  • Работа над отдельными эпизодами в процессе театральной деятельности в школе
  • Создание примерной выгородки.
  • Простейшие этюды-импровизации по сюжету произведения.
  • Выбор и распределение ролей.
  • Работа над отдельными картинами и пьесой в целом.
  • Прогонные репетиции картин, актов, всей пьесы.
  • Создание декораций и костюмов. Закрепление мизансцен.
  • Генеральные репетиции всей пьесы.
  • Показ спектакля зрителям.

Раздел 5. «Мы - кукловоды» - постановка кукольных спектаклей (18 ч):

  • Знакомство с видами кукольных театров.
  • Просмотр кукольных спектаклей с последующим обсуждением.
  • Создание пальчиковых кукол. Проигрывание реальных и вымышленных сюжетов.
  • Создание настольного театра. Конус­ные и варежковые куклы.
  • Кукольный театр из-за ширмы. Верхо­вые куклы.
  • Обучение вождению верховых кукол.
  • Создание реквизита для кукольного театра: ширма, куклы, декорации.
  • Прочтение сценария, обсуждение со­держания.
  • Распределение ролей, проигрывание отдельных сюжетов.
  • Прогонные репетиции картин, актов всей пьесы без ширмы и за ширмой.
  • Генеральные репетиции всего спекта­кля.
  • Показ спектакля зрителям.

Репертуар в процессе театральной деятельности в школе меняется в зависимости от возраста детей. Например, в 1-м классе стоит ставить простые, но хорошо знакомые сказки, например, «Лиса и заяц», «Репка», «Теремок», «Маша и медведь», «Курочка Ряба» и др. К 4-му классу дети уже будут иметь хоть какой-то опыт работы с куклой, значит, для постановки можно использовать спектакли типа: «По щучьему веленью», «Волшебная лампа Алладина», «Дюймовочка», «Три поросенка». Кроме того, при выборе сказки важно не забывать и о нравственно-смысловой нагрузке литературного произведения, что проявляется в наличии (или отсутствии) некорректных сцен и реплик. Помните, что сказка должна оказать на маленьких зрителей исключительно положительные эмоции.


Материально-техническое обеспечение программы, предназначенной для театральной деятельности в школе:

  • светлое просторное помещение;
  • ширма;
  • куклы для постановки каждой сказки;
  • декорации для спектаклей, подставки;
  • ноутбук или музыкальный центр;
  • диски с музыкой (классической и детской);
  • видеокамера для съемки спектакля и последующего анализа выступлений;
  • цветная бумага, картон, клей, ножницы, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага для рисунков и для изготовления несложных декораций.

Учебно-тематическое и календарно-те­матическое планирование занятий в рамках программы «Кукольный театр "Теремок"» представлены в приложениях 1, 2.

Объем материала, используемого в ходе театральной деятельности в школе, должен соответство­вать возрастным особенностям младших школьников. Занятия проводятся в группах наполняемостью 10-15 детей два раза в не­делю по 30-40 мин, во второй половине дня, в рамках кружковой работы. Программа рас­считана на 2 года для учащихся 1-4-х классов общеобразовательной школы. Каждый раздел программы включает в себя 13­14 занятий и образно делится на три творческих периода: «Застольный», «Репе­тиционный», «Сценический».

В работу кукольного театра могут быть включены посещения театров, встре­чи с актерами, выезды с выступлениями в другие школы, творческие вечера.

Планируемые результаты программы «Теремок» в ходе театральной деятельности в школе

Планируемые результаты освоения младшими школьниками программы школьного кукольного театра «Теремок»:

  • приобретение младшими школьниками:
  • нравственно-этического опыта взаимодействия со сверстниками, стар­шими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общеприняты­ми нравственными нормами;
  • первоначального опыта самореализации в различных видах творче­ской деятельности;
  • потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
  • формирование у учащихся способности анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.

Кроме того, по итогам кукольной театральной деятельности в школе дети:

  • узнают: что такое театр, чем театр отличается от других видов искусств, какие виды театров существуют;
  • приобретут представления: об элементарных технических средствах сцены, оформлении сцены; о нормах поведения на сцене и в зрительном зале;
  • научатся:
  • выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене, «оживлять» куклу-перчатку;
  • концентрировать внимание;
  • ощущать себя в сценическом пространстве;
  • приобретут навыки: общения с партнером, элементарного актерского мастерства, адекватного реагирования на внешние раздражители, кол­лективного творчества.

Описание занятия в школьном кукольном театре «Теремок» по сказке «Би­тый небитого везет» представлено в приложении 3.

Приложение 1

Театральная деятельность в школе на примере кукольного театра «Теремок»

Приложение 2

Театральная деятельность в школе на примере кукольного театра «Теремок»

Приложение 3

Театральная деятельность в школе на примере кукольного театра «Теремок»

Театральная деятельность в школе на примере кукольного театра «Теремок»

Театральная деятельность в школе на примере кукольного театра «Теремок»



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль