Критерии эффективности педагогической деятельности: предотвращение экстремизма

14

Анализ критериев эффективности педагогической деятельности: понятие экстремизма

П. 1 ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» под экстремистской противоправной деятельностью понимается:

  • изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ насильственными методами;
  • оправдание терроризма публичным образом и конкретная террористическая деятель­ность;
  • пропаганда социальной, расовой, национальной либо религиозной роз­ни;
  • пропаганда превосходства либо конкретных проблем неполноценности человека по социальным, расовым, национальным, религи­озным или языковым признакам или в соответствии с религиозными взглядами;
  • нарушение прав человека в зависимости от его социальных, расовых, национальных, религиозных признаков, языковой принадлежности или религиозных взглядов;
  • воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
  • воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, обществен­ных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
  • пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демон­стрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
  • публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их из­готовление или хранение в целях массового распространения;
  • публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государствен­ную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
  • организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
  • финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организа­ции, подготовке и осуществлении, в т. ч. путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

К сожалению, на сегодняшний день не редкость, когда и в школе могут обнаружиться экстремистские материалы. И в таком случае одним из критериев эффективности педагогической деятельности считается их своевременное выявление. Такие материалы, как правило, представлены документами либо информацией на иных носителях, предназначающимися для обнародования. В них можно найти призывы к осуществлению экстремистской деятельности либо оправдания необходимости осуществления такой деятельности. Важно знать и о символике экстремистской организации, по которой зачастую можно обнаружить соответствующий материал. Это официально зарегистрированная символика, в отношении которой судом принято решение о ликвидации или запрете дея­тельности в связи с фактом экстремизма.

Критерии эффективности педагогической деятельности: анализ наказания за экстремизм

В соответствии со ст. 282 УК РФ действия, направленные на возбуждение не­нависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации, наказываются штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лише­нием права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до 360 ч, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Необходимо отметить, что ст. 280 и 282 УК РФ входят в главу 29 УК РФ «Пре­ступления против основ конституционного строя и безопасности государства». В соответствии со ст. 331 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее - ТК РФ) к педагогической деятельности не допуска­ются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавши­еся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за престу­пления против основ конституционного строя и безопасности государства.

Следовательно, это напрямую отражается на критериях эффективности педагогической деятельности. Поскольку за совершение указанных преступлений педагогический работник может не только понести предусмотренную УК РФ ответственность, но и лишиться права заниматься педагогической деятельностью, теряя при этом и свою работу, и льготы, предоставляемые педагогическим работникам. В том числе прервется стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Отсюда можно сделать вывод, что риски ставят педагога перед выбором. С одной стороны, он должен выполнять свои трудовые обязанности, с другой – несколько неосторожных слов могут привести к последствиям, которые невозможно будет предотвратить. Так, в процессе разрешении конфликтов, касающихся национальных или религиозных взглядов, педагог должен проявлять мак­симальную компетентность. Для снижения рисков важно понимать разницу между свободой слова и призывами к экстремистской деятельности.

Разграничения спорных деяний как один из критериев эффективности педагогической деятельности

В целях понимания разницы между преступлениями экстремистской направленности и действиями по реализации прав и свобод человека было издано постановление Пленума Вер­ховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» (далее - По­становление № 11).

Так, согласно п. 3 Постановления № 11 преступления, которые были совершены по политическим, идеологическим, расовым, национальным или религиозным мотивам либо по мотивам ненависти или вражды по отношению к ка­кой-либо социальной группе, нужно отличать от преступлений, которые были совершен­ы на почве личностных неприязненных отношений. А согласно п. 4 Постановления № 11 под публичными призывами (ст. 280 УК РФ) нужно понимать обращения к другим лицам, выраженные в любой форме, целью которых было побудить их к экстремизму.

Согласно п. 7 Постановления № 11 действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, подразумевают выска­зывания, утверждающие необходимость геноцида, репрессий, депортаций, противоправных действий. В частности, сюда входит применение насилия  в отношении представителей какой-либо нации, расы, той или иной религии, и понимание этого принципа является одним из критериев эффективности педагогической деятельности.

Согласно п. 8 Постановления № 11 не является преступлением, пред­усмотренным ст. 282 УК РФ, высказывание суждений и умозаключений, использу­ющих факты межнациональных, межконфессиональных или иных социальных отношений в научных или политических дискуссиях и текстах и не преследующих цели возбудить ненависть либо вражду, а равно унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе.

Определение служебного положения в части критериев эффективности педагогической деятельности

В соответствии с п. 10 Постановления № 11 к лицам, использующим свое слу­жебное положение, относятся, в частности, должностные лица, обладающие при­знаками, предусмотренными примечанием 1 к ст. 285 УК РФ, государственные или муниципальные служащие, не являющиеся должностными лицами, а также иные лица, отвечающие требованиям, предусмотренным примечанием 1 к ст. 201 УК РФ.

Использование служебного положения выражается не только в умышленном использовании своих служебных полномочий, но и в оказании влияния исходя из значимости и авторитета занимаемой ими должности на других лиц в целях совершения ими действий, направленных, в частности, на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно при­надлежности к какой-либо социальной группе.

Таким образом, разрешение межнациональных, межрелигиозных и других возникающих конфликтов на фоне различий между обучающимися является одним из самых сложных критериев эффективности педагогической деятельности, которые стоят перед классным руководителем.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль