Распределение обязанностей между директором и заместителем руководителя школы

3290

Огромное количество функций, которые лежат на школьной администрации обуславливают необходимость продуманного делегирования полномочий от директора заместителям. Оптимальным управленческим составом в соответствии с современными условиями может быть следующий:

  • Руководитель образовательной организации – директор школы.
  • Первый заместитель руководителя – заместитель по управлению ресурсами.
  • Заместитель по реализации образовательных программ, или по конвергентной реализации образовательных программ.
  • Заместитель по управлению качеством образования.
  • Заместитель руководителя по воспитанию и социализации обучающихся.
  • Главный бухгалтер.

Деятельность первого заместителя руководителя школы

Главными задачами первого заместителя директора школы являются:

  • управление финансово-экономическими ресурсами,
  • развитие материально-технической базы образовательной организации,
  • руководство и организация деятельности контрактной службы,
  • обеспечение работы органов государственного общественного управления, которые влияют на эффективность работы школы.

Существует практика согласования кандидатуры первого заместителя на управляющем совете школы. Это обусловлено тем, что должность дает широкие полномочия в сфере финансово-экономических ресурсов и не должна единолично назначаться директором.

Кроме того, директор школы может передавать полномочия, права, обязанности и ответственность первому заместителю. В связи с этим первые заместители должны быть аттестованы, то есть пройти аттестацию на соответствие должности руководителя образовательной организации. Эта процедура предусматривает компьютерное тестирование, формирование справки о деятельности образовательной организации по разным показателям, а также прохождение аттестационной комиссии, которая анализирует результаты школьников, учителей, управленческой команды, эффективность использования финансово-экономических ресурсов.

Заместитель руководителя школы по реализации образовательных программ

Ценность школьного знания во многом определяется его возможностью использования в реальной жизни. Новый школьный стандарт позволяет создать портрет российского школьника по всем уровням образования и соответственно создать целевые ориентиры по образовательным областям.

В привычной школьной парадигме существуют отдельно завучи по начальной школе, по основной и по старшей. Однако когда возникает необходимость оценить итоговый образовательный результат, возникает вопрос, кто же несет за него ответственность. Поэтому в условиях новых требований школьного стандарта целесообразно иметь в управленческой команде одну фигуру – заместителя директора по содержанию образования.

Заместитель руководителя школы по реализации образовательных программ решает следующие задачи:

  • определение изменения структуры управления образовательным процессом школы;
  • организация деятельности межпредметных методических объединений, то есть объединений учителей, работающих в одной параллели классов, например, в пятых. Это очень важно, ведь в итоге все учителя встречаются на одном ученике, и следует согласовывать подходы, чтобы давать комплексное образование. Ведь межпредметные образовательные результаты представляют собой результат профессиональной деятельности всего педагогического коллектива.

Заместитель руководителя школы по управлению качеством образования

В прежней парадигме завуч осуществлял методические функции, а также функции контроля деятельности учителей. То есть один человек и учил, и проверял результаты. Чтобы уйти от такого подхода, можно в управленческой команде определить такого человека, который будет мониторить ситуацию внутри управленческой команды и педагогического коллектива. Это фигура с одним из самых сложных наборов задач.

Главный механизм профессиональной деятельности заместителя руководителя школы по управлению качеством образования – это организация взаимной требовательности педагогов. К примеру, учителя старшей школы могут оценивать результаты работы педагогов основной школы, а последние – учителей начальной школы.

Человек, занимающий эту должность, должен быть способным обеспечить контроль оценки качества образования на всех его уровнях. Сюда же относится создание определенной дискуссии и возможности изменения образовательного процесса после проведения всероссийских проверочных работ, которые представляют собой объективный срез знаний учащихся.

Основными задачами заместителя руководителя школы по управлению качеством образования будут:

  • контроль качества образовательной деятельности педагогов и обучающихся;
  • изучение удовлетворенности родителей качеством обучения в школе;
  • организация участия образовательной организации во внешних процедурах, мониторинговых исследованиях и пр.;
  • внесение предложений по аттестации педработников, подбору и расстановке педагогических кадров.

Заместителя руководителя школы по воспитанию и социализации обучающихся

Эта фигура требует наименьшего внимания, поскольку ее функции по сравнению с существовавшим всегда завучем по воспитательной работе изменились мало. Однако его задачи и функционал в рамках требований нового школьного стандарта немного изменились. Например, этот заместитель может заниматься вопросами организации и обеспечения процессов, которые связаны с дополнительным образованием.

Помощниками заместителя руководителя школы по воспитанию и социализации могут выступать классные руководители, старшие воспитатели, омбудсмены, социальные педагоги, родители и так далее.

Таким образом, формирование эффективной управленческой команды образовательной организации является залогом ее успешного функционирования во всех сферах и выполнения главной, педагогической, задачи.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль