Cовременная оценка качества образования: позиции российских экспертов

44

Система современной оценки качества образования является одним из образующих элементов во введении нового образовательного стандарта. По мнению специалистов в области педагогических измерений из многих стран, ранее стандарты были ориентированы на достижение планируемых результатов. В то время как система оценки не оказывала значительного влияния на функционирование системы образования в общем.

Введение новых образовательных стандартов (в России и в мире), которые определяют конкретные планируемые результаты, рассматривают систему оценки в современном образовании как основной элемент, способный описать результат.

В связи с этим возникает задача – как описать и что включить в измерительные материалы. Требуется создание кодификатора, в котором будут описаны:

  • элементы содержания;
  • элементы деятельности;
  • на каком уровне следует воспроизводить или демонстрировать освоение конкретного результата;
  • условия выполнения.

Система оценки в современном образовании выступает главным ориентиром – чему и как учить.

В рамках российских и международных исследований накопился большой опыт в данном направлении, учитывающий современные требования и современные подходы. Сегодня объединяются усилия специалистов всех стран с целью создания нового видения результатов образования и системы оценивания этих результатов.

Зачем нужно выстраивать новую систему оценки в современном образовании

По мнению российских экспертов, новые образовательные результаты, представленные в федеральном стандарте, соответствуют требованиям современности.

Эти требования можно классифицировать:

  • ситуация неопределенности;
  • ситуация противоречивости;
  • ситуация альтернативы.

В эпоху кризиса приходится принимать неожиданные решения на всех уровнях жизни – политическом, экономическом, и любом другом аспекте. Поэтому важнейшим жизненным ориентиром является готовность к переменам и способность адекватно функционировать в противоречивом, неопределённом, изменяющемся мире.

Мнение российских экспертов: главная задача современной оценки качества образования – формирование умения в ситуации неопределенности принимать грамотные и ответственные решения.

Позиции российских исследователей несколько отличаются от международного экспертного мнения по вопросу – что же именно поможет принять верное решение.

Ориентирами в системе оценки в современном образовании могут стать четыре основные позиции, характеризующие целостный социально-ориентированный взгляд на мир:

  • система знаний и перенос знаний;
  • собственная позиция;
  • социальная позиция;
  • моральная позиция.

Именно в этом различаются понимания российских экспертов от мнения международников в аспекте современной оценки качества образования. Международные программы, как правило, выстраиваются на основах прагматических. А российские образовательные стандарты базируются на системе знаний, необходимых дальнейшего их использования, для переноса знаний в любую нестандартную ситуацию.

Эти знания составляют основу личностной жизненной позиции каждого человека, а также используются для принятия ответственных обоснованных решений.

В системах оценки в современном образовании, регламентируемых новыми стандартами, акцентируются не отдельные знания и навыки, которые, безусловно, являются основной, а модели позитивного поведения. И система оценки ориентируется не только на непосредственно освоение знаний, но и на то – как именно эти знания в дальнейшем определяют поведение людей.

Оценка в современном образовании: личностные результаты

Новое направление в российских образовательных стандартах – личностные результаты, которые формируют также знание социальных норм. В связи с этим большое внимание уделяется ценностным установкам, нравственным ориентирам, опыту в принятии решений.

Российские исследования в области качества и оценки в современном образовании в начальной школе продемонстрировали тревожные результаты: 20-30% школьников не готовы транслировать социальные нормы. Эта проблема, как считают эксперты, вызвана недостатком воспитательного момента.

Новые стандарты оценки в современном образовании задают ориентир именно на социальные нормы, рассматривая школу в качестве единственного института, транслирующего эти нормы. Без опыта принятия решений по социальным нормам невозможно сформировать у детей модель позитивного поведения.

Оценка в современном образовании: поведение в ситуации неопределенности

Неопределенность предполагает некоторую проблему, сложную в разрешении. И здесь важнее всего поисковая активность в выборе эффективного решения, которое приведет к позитивному результату. А также – учебная самостоятельность и формирование учебной мотивации. Именно это является основой современной системы образования РФ, на этом построена вся система развивающего обучения и современная оценка качества образования.

Ребенок приходит в школу с желанием учиться, а школа должна развивать это желание, но не снижать. Ребенок получает средства предметные и метапредметные, получает стратегии, которые передают только в школе.

Новые стандарты образования трактуют: нужно учить всех и каждого в соответствии с его интересами и способностями, развить интеллектуальный потенциал детей, используя предметный, метапредметный и личностный факторы.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль