Международные стандарты в образовании: основные направления

319

В качестве основных направлений развития международных стандартов образования остаются три ключевые грамотности – математическая, читательская, естественно-научная. И добавляется новый абсолютно блок глобальных компетенций.

Что такое глобальные компетенции, чему будет посвящена новая инновационная часть в исследовании PISA в 2018 году. Исследование PISA полностью перешло на компьютерные интерактивные платформы.

Общее определение по международным стандартам образования: глобальная компетенция – способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Что в него входит и как работает инструментарий?

Во-первых, это система знаний о глобальных тенденциях развития мира в различных направлениях – экономика, политика, культура, и прочие направления.

Второе направление международных стандартов образования – управление поведением. Здесь будут оцениваться модели позитивного поведения в различных ситуациях: разрешение конфликтов, умение правильно себя вести в незнакомой среде – культурной, конфессиональной, социальной.

Международные стандарты в образовании: открытость к новому

Разрабатывается инструментарий, который покажет способность ребенка к восприятию новой информации, новых идей и умение адаптироваться. В исследовании по финансовой грамотности от 2012 года было обнаружено, что самая мощная из всех характеристик наших учащихся – как раз открытость к решению проблем.

Важно эмоциональное восприятие нового – позитивное отношение ко всему новому. Инновации образовательных стандартов поддерживают открытость людей к новым идеям, к тому, что нужно меняться в этом изменяющемся мире.

Изменения в системе оценки международных стандартов образования

Рассмотрим технологически – что непосредственно происходит с системой оценки. Самое главное – изменение целевых установок: от оценки знаний, умений, навыков – к оценке грамотности и компетентности.

Большинство развитых стран в последние десятилетия в соответствии с международными стандартами образования изменили систему экзаменов. Осуществлен переход от привычных экзаменов, представленных у нас сегодня в виде ОГЭ, ЕГЭ, от оценивания того, что дети запомнили в учебном процессе и могут воспроизводить, к свободному использованию и переносу знаний.

Изменения коснулись самих концептуальных рамок оценки и непосредственно инструментария:

  • изменение характеристик;
  • увеличение роли контекстных заданий;
  • увеличение доли структурированных заданий;
  • изменения в технологиях – переход на электронные носители.

Важно отметить введение интерактивных заданий в международные стандарты образования. Начинают описывать эти задания, как безграничные интерактивные задания. То есть если в основе задания лежит Интернет среда, то ребёнок, выполняя задания, может пройти по любому пути выбора – открыть любую страничку, уйти и утонуть или, напротив, очень быстро найти правильное решение. Эта безграничная интерактивная среда начинает доминировать в новых средствах оценки образовательных результатов.

Изменение типов заданий в международных стандартах образования

Как изменяются типы заданий, и что в связи с этим делается, рассмотрим на примере исследований TEAMS и PISA. Речь пойдет о балльности систем оценивания.

Здесь можно подискутировать. Очень много говорилось, что пятибалльная шкала не работает – следует ввести многобалльность. В международных исследованиях, во многих национальных системах других стран, где работают международные стандарты в образовании используются шкалы стобалльные и тысячебалльные для обеспечения точности измерения.

Но, если говорить об использовании результатов, тысячебалльность или десятибалльность не работает. Все результаты практически сводятся к минимуму, то есть оптимальные показатели – это пять уровней. Именно поэтому в наших российских стандартах введена пятиуровневая система:

  • базовый уровень достижений;
  • два уровня выше базового – повышенный и высокий;
  • два уровня ниже базового – пониженный и недостаточный.

И эти уровни введены специально для того, чтобы учитель, владеющий информацией по этим уровням, мог организовать индивидуальную работу с каждым ребенком, который продемонстрировал тот или иной уровень.

Мы работаем на то, чтобы управлять качеством – именно для этого нужно вводить определенный уровень. Данные уровни хорошо обозначены и в международных стандартах образования. И самое главное – современные методы измерения позволяют каждому заданию присвоить характеристики, расположить его на шкале и впоследствии описать, что дети определенного уровня знают и умеют.

Выстраивание уровней дает возможность управлять качеством. В то время как в ЕГЭ (по результатам аналитических исследований) сложно описать уровень подготовки школьников с различными личными данными. Наша минимальная граница в ЕГЭ – фикция, а не достижение стандарта.

Участие России в международных стандартах образования

В международных исследованиях Россия участвует с 1991 года. Мы очень многому научились, и многое перенесли в систему российских стандартов. От некоторых направлений пришлось отойти – от серьезной научной проработки всего экзамена и введения калиброванных заданий.

В исследовании тем задавались три ориентира для разработки инструментария:

  • содержание;
  • виды деятельности;
  • тип заданий.

Важно помнить – практически ни в одной стране, где работают международные стандарты в образовании, нет измерений, измерительных инструментов, в которых использовались бы только лишь задания открытого типа. Исключение составляют задания с выбором ответа. В этом некоторые серьезные нарушения системы объективной надежной оценки – всегда 50х50. С точки зрения измерений открытые задания – самые ненадежные, поскольку являются источником искажений.

Что также типично для международных исследований – использование заданий с хорошей диагностикой.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль