Проверка школ и детских садов: вопросы и ответы

670

Могут ли разные проверяющие организации штрафовать за одно и то же нарушение  при совместной проверке школы или детского сада,  должны ли штрафы накладывать сразу, не предоставляя время для устранения нарушения?

Органы по контролю и надзору в сфере образования вообще не имеют права штрафовать, они могут только составить протокол. Штрафы предусмотрены только в связи с выявлением административных правонарушений. Выявив признаки административного правонарушения, должностное лицо составляет протокол и отправляет его в судебные органы, где и принимаются решения штрафовать или нет.

Однако, у других органов, уполномоченных проводить проверки школ и детских садов, такое право как штрафовать сразу есть, и соответственно они им пользуются, и, да, могут оштрафовать. В частности, это Роспотребнадзор, а так же Роспошнадзор. У них есть такие права, и они сразу могут выдать предписание или представление о штрафе.

Штраф за одно и то же нарушение практически возможен, но такое совпадение крайне редко, потому что с точки зрения норм законодательства такого не предполагается. У разных организаций разный предмет проверки и разные статьи в кодексе административных правонарушений, по которым они имеют право составлять протоколы и штрафовать. То есть органы контроля и надзора руководствуются статьями кодекса административных правонарушений  в сфере образования,  Роспотребнадзор – своими статьями, а Роспошнадзор – тоже статьями, по которым имеют право применять меры наказаний, штрафовать, составлять протокол именно они. И эти статьи не перекликаются. В части неповиновения, непредставления и невыполнения, конечно, статьи могут быть у всех (в образовании это статьи 19.5, 19.7, 19.14). Но ситуация, при которой три разные проверяющие организации запросили школу один и тот же документ, уже маловероятна, а намеренное уклонение школы от исполнения предписаний сразу нескольких проверок совершенно не логично для самой школы.

Сроки и ответственные за проведение проверок школы или детского сада

За сколько дней предупреждают о начале плановой и внеплановой проверок в школе или детском саду?

Порядок уведомлений зафиксирован в 294 федеральном законе – о проведении плановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Они должны быть уведомлены не позже, чем за три дня до начала плановой проверки, и не позже, чем за 24 часа до начала внеплановой проверки в школе любым доступным способом. Исключение составляет проверка школы или детского сада на основании обращения о причинения вреда или о его угрозе – она может быть проведена сразу и без предупреждения.

Может ли прокуратура проводить контрольные мероприятия в учреждении без предъявления документа, приказа о проведении проверки школы или детского сада, без оформления акта результата проверки, без занесения соответствующих записей  в журнал проверок?

Без предъявления документа – нет. И хотя есть отдельный закон о прокуратуре, с отдельными пунктами об их полномочиях, но есть и 294 федеральный закон с единым порядком для всех. Работники органов прокуратуры наряду с остальными не могут заходить, не предъявляя служебное удостоверение, не объясняя причин, не предоставляя документа, объясняющего причины и цель визита, что они проводят и проверяют. И вот смотря в связи с чем пришла проверка в школу или детский сад, их внезапность уже может быть объяснена. 

Предоставление документов при проверке школы и детского сада

Имеют ли право запрашивать при проверке в детском саду рабочие программы, учебный план?

Если в отношении дошкольной образовательной организации проводится проверка по федеральному государственному надзору в сфере образования, то рабочие программы и учебный план могут быть запрошены в том случае, если в приказе указано требование стандарта дошкольной образовательной организации или требования отдельных статей, в частности, 12 статья закона об образовании.

Так же рабочая программа, учебный план может быть запрошен в дошкольном образовательном учреждении  и при проведении лицензионного контроля. В соответствии с постановлением правительства  966, в котором установлены лицензионные требования, одним из них является наличие разработанных утвержденных программ, что и может быть проверено. При этом стоит отметить, что речь идет об образовательной программе, а учебный план и рабочие программы являются лишь ее составной частью. Поэтому, скорее всего, отдельно они и не запрашиваются, а запрашивается образовательная программа, в составе которой уже можно увидеть и учебный план, и график, и рабочую программу, и оценочные средства, методические средства, и т.п.

Надо ли указывать в акте проверки школы или детского сада при контроле качества другие решения, например, отсутствие  лицензии?

Если есть распоряжение или приказ о поведении только проверки школы или детского сада по предмету контроля качества, то никакие другие нарушения там не фиксируются. Только выявляемые  несоответствия содержанию и качеству подготовки обучающихся требований государственных образовательных стандартов. Все остальное там не может фиксироваться, как и не может проверяться, и при отсутствии лицензии  в акт это не пишется. А вот протокол может и обязан быть составлен. Проведение проверки школы или детского сада и составление протокола - это две позиции не взаимосвязанные, и не взаимообусловленные. Пришла проверка по контролю качества, проверила соответствие качеству  содержания и подготовки обучающихся требованиям ФГОС, а параллельно при этом увидев отсутствие лицензии, составила об этом отдельно протокол, нигде не фиксирующийся в проверке.

Какой объем и содержание документов предоставляется в службу по контролю  при документарной проверке качества образования школы или детского сада?

Законодательно объем никем не оговаривается. Необходимо просто предоставить все материалы, которые перечислены в направленном в образовательную организацию запросе органа контроля. И объем здесь трудно установить, у кого-то он будет больше,  у кого-то меньше, главное, что нужно предоставить именно те материалы, которые перечислены. Содержание документов определяется только предметом проверки школы или детского сада и в данном случае фиксируются опять же в том же самом запросе. Четкого установленного перечня законодательством не установлено.

Другое дело, что содержание запрашиваемого документа должно отражать необходимость именно по предмету проверки школы или детского сада. В противном случае, это нарушение ограничений и ведет к грубым нарушениям процедуры проведения контроля и надзора со стороны проверяющей организации. Это в свою очередь может быть обжаловано, и привести к признанию результатов проверки недействительными.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль