Административные правонарушения в образовании

64

Порядок оформления административных правонарушений в образовании

С организацией государственного контроля именно в части надзора очень близко идут действия кодекса российской федерации об административном правонарушении. Должностные лица, осуществляющие контрольно-надзорные мероприятия, наделены полномочиями по составлению протоколов об административном правонарушении в образовании. При этом, в соответствии с требованиями, установленными кодексом об административных правонарушениях, должностные лица не просто уполномочены составлять такие протоколы, но и обязаны это делать независимо от того, проводится проверка или нет,  во время проверки или даже без нее. Главное здесь – это сам факт выявления признаков административного правонарушения в образовании, и уже только это дает право на составление протокола.

Далее теми же должностными лицами органов надзора этот протокол направляется в суд. А вот принятие решения уже остается за судебными органами – они рассматривают, есть ли действительно административное правонарушение в образовании, и какое наказание целесообразно применить в соответствии со статьями, которые относятся к сфере образования. То есть сразу при составлении протокола должностные лица административное наказание не накладывают, не штрафуют, на это их полномочия уже не распространяются и они не имеют права делать это. Представитель органа надзора лишь составляет протокол о том, что имеет место административное правонарушение, затем отправляет данный протокол по месту ответчика  в судебные органы, и только после этого судебный орган принимает соответствующие решения.

Стоит обратить внимание, что после составления такого протокола, руководителю школы целесообразно присутствовать на судебном заседании, так как логично предполагается, что в репутации и жизнедеятельности своей образовательной организации он - самое заинтересованное лицо.  Хотя бывают и факты неявки и игнорирования заседаний, что не совсем понятно, и, в принципе, ситуацию не улучшает, так как стараться отстоять свою позицию, или если какие-то нарушения не так зафиксированы  и имеются для этого какие оправдательные ситуации, присутствие несомненно будет полезным. В кодексе административных правонарушений отмечено, что при принятии решения берется во внимание, все ли меры должностным или юридическим лицом, в отношении которого составлен протокол, приняты к тому, чтобы данное административное правонарушение в образовании не было совершено. То есть если по какой-то причине некое правонарушение было совершено, а школа со своей стороны сделала все, чтобы его не было, то эти доказательства необходимо представить в суд, и тогда от меры действия или бездействия руководства школы и будет определяться мера наказания.

Кодекс административных правонарушений в образования

Основная статья кодекса административных правонарушений в образовании - это статья 5.57, нарушение прав и свобод на образование, предусмотренное законодательством. В первую очередь это соблюдение тех прав, которые зафиксированы непосредственно в законе об образовании - об общедоступности образования, о его бесплатной возможности, и других позиций. Напомним, что нарушения любого характера могут быть выявлены не только в ходе плановых проверок, но и в других случаях при поступлении обращений или жалоб в органы контроля и надзора, когда эти жалобы подтверждаются фактически.

Еще один значимый аргумент  - это нарушение требования к ведению образовательной деятельности и организации  образовательного процесса, что отражено в статье 19.30. Это может быть связано с соблюдением каких-либо правил и порядка, например, проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, проведения олимпиад, приема, или оказания платных образовательных услуг, и т.п.

Другого порядка административные правонарушения могут быть связаны непосредственно с должностными лицами образовательной организации. В частности, это статья 19.4 – неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль и надзор и муниципальный контроль. Это неповиновение может быть выражено в том, на запрос органов надзора директор школы не отправил документы, или вообще не встретил должностных лиц, хотя приказ о проведении проверки с четко указанными сроками получил, или не оставил  уполномоченного представителя.  Уточнение трактовки есть в статье 19.4.1 - воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля и надзора, муниципального контроля. То есть определенные действия руководителя или уполномоченного лица могут быть квалифицированы как препятствие для выполнения своих обязанностей, даже когда проверяющих встретили, всех ответственных назначили. Например, в ходе проверки запрашивается документ в соответствии с установленными требованиями и полномочиями, а школа его своевременно не предоставляет: когда необходим какой-либо журнал или программа, руководитель ушел за ним, и не возвращается час, два, и т.д. В таком случае, проверяющий специалист может зафиксировать непредставление документов как воспрепятствование своей законной деятельности.

Конкретно за информационность отвечает статья 19.7 - не предоставление сведений, информации  так же по запросу.  Здесь нужно обращать внимание, что преставление сведений и информации должно быть установлено каким-либо нормативным документом. То есть когда проверяющие представители надзора просят представить какие-то документы и составляют протокол о том, что их не предоставили, это будет относиться к статьям, разобранным выше. Здесь запрашиваемые сведения должны быть закреплены или в законе об образовании, или в каком-либо постановлении правительства.

Административным правонарушением в образовании может так же грозить статья 19.5 - невыполнение в срок законного предписания, постановления, решения органа государственного контроля и надзора и муниципального контроля. То есть когда школе выдано предписание, выдано повторное предписание, даже при нем может быть составлен протокол по статье 19.5 снова.

Так же школу может коснуться и статья 19.20, относящаяся к  лицензированию образовательной деятельности, осуществлению деятельности, не связанной с извлечением прибыли без специального разрешения. Казалось бы, к государственному контролю и надзору это имеет опосредованное отношение, но при проведении  проверки уполномоченное лицо наделено полномочиями составлять протокол на эту тему, даже если это относится не к предмету проверки. Например, проводится поверка по контролю качества, соответственно предмет проверки – это контроль качества и ничего больше, однако, если проверяющий представитель увидел, что в школе отсутствует лицензия на какую-то программу, то невзирая на то, что лицензионный контроль не является предметом проверки, должностное лицо имеет право составить протокол. Мало того, оно это сделать обязано, так как согласно 28-ой статье кодекса административных правонарушений, должностные лица при выявлении признаков и причин, ведущих к административным правонарушениям в образовании, или признаков правонарушения, обязаны составить протокол немедленно, максимум в течение двух дней, если есть необходимость в получении дополнительных сведений. Поэтому, несмотря на то, что проверка имеет совершенно другой предмет, если в школе ведется деятельность по той или иной программе без лицензии, протокол будет составлен. 

Таким образом, стоит понимать, что содержать все документы в порядке, а так же соблюдать все требования законодательства не дожидаясь проверок и не допускать административных правонарушений в образовании, - это залог успешной и долгой работы школы и иной образовательной организации.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль