Правила проведения внеплановых проверок учреждений образования

53

В перечень причин, по которым проводятся внеплановые проверки учреждений образования, входят: истечение срока исполнения ранее выданного предписания; нарушение прав потребителя; поступление в органы контроля обращений и заявлений граждан о фактах угрозы или причинения вреда их жизни и здоровью; приказ руководителя органа, изданный в связи с поручением правительства, президента или по требованию прокурора в связи с ведением дела, жалоба или рассмотрение которого осуществляется в прокуратуре.

Проведение внеплановой проверки учреждения образования в связи с нарушением прав потребителя

Самой частым основанием для проведения проверки учреждения образования является нарушение прав потребителя. Потребителем в данном случае является лицо, получающее образовательную услугу на бесплатной или платной основе (родители или опекуны как законные представители либо совершеннолетний обучающийся). Следует отметить, что контролирующие органы отдают приказ о проверке образовательного учреждения только в случае нарушения прав потребителя. Жалобы на директора по трудовым инициативам, сборам денег и т.п. не являются основанием для проведения проверок.

Основание, в свою очередь, является не обязательным требованием, но лишь дает право на проведение проверки. Решение о проведении принимает руководитель уполномоченного органа. Согласно 59 статье законодательства, рассмотрение обращений граждан осуществляется путём запроса материалов, изучения этих материалов или выезда на место рассмотрения материалов. Выезд не является процедурой проверки учреждения образования.

При осуществлении выезда уполномоченное лицо направляется на рассмотрение, по результатам которого не составляется акт и при выявлении нарушения не выдаётся никакого предписания. Составляется справка, которая передается в органы управления. На ее основании органами принимается решение о дисциплинарном или каком-либо другом взыскании, или принятии управленческих мер или мер для разрешения ситуации в данном деле.

Приказ о проверке образовательного учреждения принимается, если обращение граждан непосредственно содержит информацию о нарушении прав потребителя. В этом случае, согласно 294 статье федерального законодательства, проводится внеплановая проверка учреждения образования, по результатам которой составляется акт и, если нарушение выявлено, выдаётся предписание или составляется протокол об административном правонарушении (при наличии признаков административного правонарушения).

Дополнительные основания для проведения внеплановых проверок учреждений образования

С 1 сентября 2013 года 93 статьей закона «Об образовании в РФ» установлены дополнительные основания для проведения внеплановых проверок учреждений образования. Кроме того, согласно изменениям, внесенным статьей 500 федерального законодательства, появилось два дополнительных основания.

Первое - выявление нарушений законодательства при аккредитационной экспертизе. Второе - выявление нарушений требований законодательства на основании данных мониторингового исследования.

В первом случае принимается приказ о проверке образовательного учреждения и назначается экспертиза, в рамках которой устанавливается, например, факт, что положение об организации текущего контроля и промежуточной аттестации противоречит действующему законодательству (вместо условного перевода практикуется оставление на повторный год, не учтены нормы о двукратном или условном применении каких-либо институтов и т.д.). При проведении внеплановой проверки учреждения образования сам эксперт не имеет права фиксировать это нарушение или предъявлять какие-то требования. Он указывает наличие нарушений в отчете в аккредитационный орган, который, в свою очередь, передает информацию в орган, уполномоченный на проведение контроля. Последний принимает решение об осуществлении внеплановой проверки учреждения образования.

Во втором случае проверка проводится при выявлении нарушений в рамках мониторингового исследования. Его проведение регулируется статьей 93 закона «Об образовании в РФ». В ней указаны уполномоченные органы, период, когда может собираться информация, какая именно информация подлежит исследованию и т.п. Если по данным мониторинга выявлено, например, нарушение законодательства в части выдачи документов, письменная информация об этом направляется в органы контроля и надзора, которые принимают приказ о проверке образовательного учреждения.

Предметом мониторинга является количество обучающихся, доля сдавших или не сдавших промежуточную аттестацию, освоивших и не освоивших предмет программы и т.д. Проверка сайтов образовательных организаций предметом мониторинга не является.

Таким образом, внеплановые проверки учреждений образования должны проводиться на основаниях, изложенных в статьях 59 и 93 закона «Об образовании в РФ» и статье 294 федерального законодательства, с учетом изменений, внесенных статьей 500 федерального законодательства.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Хотели бы вы прочитать статью на тему "Как выполнить требования к соотношению заработной платы директора и работников школы"?

  • да 100%
  • нет 0%
результаты

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль