Коррекционно-развивающие технологии обучения детей с ОВЗ

2500

Практическое применение коррекционно-развивающих технологий в обучении детей с ОВЗ

Современные реалии таковы, что особому ребенку тяжело адаптироваться к жизни в обществе. И здесь на помощь приходят коррекционно-развивающие технологии обучения детей с ОВЗ. Очень важно, чтобы на всех этапах обучения педагоги-дефектологи использовали такие методики, которые помогали бы воспитанникам коррекционных учебных заведений становиться полноправными членами общества, максимально адаптированными к полноценной жизни.

Специалисты, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обязаны ставить перед собой задачу по разработке особых моделей обучения, в процессе реализации которых у ребенка вырабатывались бы навыки компенсации того или иного дефекта. Это необходимо для оптимальной интеграции обучающегося в современное общество. В этом отношении специальные технологии обучения открывают перед педагогами новые возможности и дают шанс ребенку с ОВЗ на полноценное будущее без ограничений. Помимо внедрения новых технологий обучения детей с ОВЗ немаловажную роль на всех периодах адаптации таких ребят играет непосредственно педагог, его знания и навыки.

Разновидности технологий обучения детей с ОВЗ

В развитии и адаптации «особых» детей с хорошей стороны себя показали коррекционно-развивающие методики. Благодаря применению специальных техник педагогам удается достигать высоких результатов обучения и воспитания детей с ОВЗ. Оптимальное сочетание инновационных и уже опробованных старых методик дает возможность обеспечить активное развитие познавательной активности и творческих способностей, повышение заинтересованности учебным процессом.

Педагогические технологии обучения детей с ОВЗ постоянно обновляются, расширяются, дополняются. На сегодняшний день среди наиболее эффективных технологий обучения детей с ОВЗ признаны игровые и здоровьесберегающие технологии, а также технологии дифференцированного обучения детей с ОВЗ. Рассмотрим более детально каждую из них.

Игровые технологии в обучении детей с ОВЗ

К данной разновидности обучающих методик относятся всевозможные сюжетно-ролевые, дидактические и настольные игры. Чтобы увлечь ребенка педагог использует сказочных персонажей. Благодаря участию любимых и знакомых героев в уроке учащиеся настраиваются на решение поставленных перед ними задач, проявляют заинтересованность игрой и одновременно процессом обучения. Например, практически каждому ребенку интересен прием «сказка-занятие». Процесс обучения посредством игры надолго увлекает их, ненавязчиво захватывает все внимание, поднимает настроение. Помимо этого у детей формируется учебная мотивация, благодаря чему учащиеся с удовольствием выполняют поставленные задачи. Игровые технологии в обучении детей с ОВЗ являются эффективным обучающим инструментом, который понятен и интересен обучающимся.

Здоровьесберегающие технологии в обучении детей с ОВЗ

К данным технологиям относится гимнастика, закаливание, спорт и многое другое. Основная цель применения здоровьесберегающих технологий в обучении детей с ОВЗ - создание у воспитанников тех навыков, умений и знаний, которые позволят им жить полноценной жизнью с минимальным количеством ограничений, а также помогут привить культуру здоровья. Использование подобных обучающих методик в работе с детьми с ОВЗ играет значимую роль в их полноценном и всестороннем развитии, адаптации к современному социуму.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

  • создание особой, доброжелательной среды, индивидуальная работа с каждым ребенком;
  • гармоничное сочетание воспитания и оздоровления непосредственно в стенах учебного заведения;
  • восстановление физических сил (для этого педагоги используют частую смену видов деятельности, чередование нагрузок и отдыха).

Данная разновидность педагогических технологий образования детей с ОВЗ выступает не только как образовательный фактор, но и как превосходный способ укрепить здоровье ребенка, воспитать волю к победе и развить навыки командной деятельности.

Технологии дифференцированного обучения детей с ОВЗ

В данной методике различают два подхода к учебному процессу: индивидуальный и дифференцированный. В процессе выполнения задач, поставленных педагогом, у детей могут возникать некоторые затруднения. И вот здесь важно, чтобы обучающий мог уделить персональное внимание каждому обучаемому, помочь, подсказать, поправить.

Для успешного внедрения данного вида технологий детей во время урока можно делить на условные группы. По возможностям и непосредственно результату, который ожидается достичь в процессе обучения, воспитанникам предлагается разный дидактический материал. Задания на выполнение ставятся для каждой условной группы на разном уровне.

Приведем простой пример. Урок лепки.

Группа 1.
Воспитанникам предлагается разгадать загадку, а после слепить отгаданный предмет или несколько, рассортировать их по цветам, формам, размерам. Помимо этого педагог может попросить прокомментировать свои действия.

Группа 2.
Воспитанникам предлагается размять материал для лепки, самостоятельно или после демонстрации педагогом раскатать, слепить заданную фигуру.

Группа 3.
Воспитанникам предлагаются готовые фигуры и задания, которые необходимо выполнить. Например, подкинуть и поймать.

Вариантов грамотного внедрения педагогических технологий образования детей с ОВЗ в процесс обучения масса, их можно продуктивно совмещать. Например, физические упражнения представлять в виде игр, уроки лепки совмещать с двигательной активностью и прочее. Педагог, его методы обучения детей с ОВЗ в школе и обстановка в учебном заведении - вот факторы, влияющие на социализацию ребенка-инвалида. Большую роль здесь играет уровень подготовки специалистов, которые будут работать с учащимися. При грамотном подходе к учебному процессу у воспитанников коррекционных учебных заведений (детских дошкольных учреждениях, школ, специальных классов, кружков) растет самооценка, меняется восприятие окружающего мира относительно собственных возможностей и нивелируются ограниченные возможности здоровья за счет приобретенных навыков, знаний, умений, а также общего благоприятного психологического фона.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль