Понятие и принципы работы управляющего совета образовательной организации

17

Роль управляющих советов значительно возросла после большой реорганизации в образовательной сфере и создания многофункциональных образовательных комплексов. Когда сливаются несколько учреждений, в том числе детских садов, которые стали дошкольными отделениями, то происходит объединение не только ресурсов и зданий, но и создается единый управляющий совет образовательной организации. Задача последнего – принятие многих решений по ключевым вопросам, связанным с жизнедеятельностью школы.

Развитие государственно-общественного управления происходит не только путем объединения органов управления, но и путем использования современных технологий в работе. Так, уже можно не встречаться лично, а использовать инструменты, доступные через интернет, для проведения полноценных заседаний. Это делает функционирование совета более эффективным и менее ресурсоемким.

Понятие «управляющий совет образовательной организации» впервые появилось в Федеральном законе №273 «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу 1 сентября 2013 года. В этом документе в статье 26, пункт 4 вводится термин «самоуправляющийся совет». До этого было актуальным понятие «совет школы», которое сейчас уже устарело, оно использовалось в статье 35 Закона «Об образовании» 1992 года. Эти два понятия разнятся по многим пунктам, к примеру, закон №273 позволяет ученикам принимать участие в управлении школой.

Главная задача управляющего совета – выработка стратегии развития и, что самое главное, согласование программы развития организации. При этом согласно Закону №273, полномочия, цели, задачи, количественный состав этого органа должны быть закреплены в уставе.

Также целью функционирования совета является социальная помощь ее директору, создание реальной формы участия общественности в формировании и эффективном использовании ресурсов образования.

Цели управляющего совета образовательной организации

Одна из главных целей, которую должен ставить перед собой управляющий совет – это формирование стратегии, в том числе финансовой, в частности, привлечение внебюджетных средств. Школы дотируются из бюджета, однако перед каждым учреждением стоит задача зарабатывать самостоятельно на предоставлении образовательных услуг, что может быть дополнительным доходом. Речь идет, например, о платной продленке, присмотре, уходе. Управляющий совет образовательной организации может отслеживать приход и расход средств, контролировать результат.

Вторая цель – создание дополнительного организационного административного ресурса. Каждый член доносит до большинства мнение группы, которую он представляет. Это может быть вопрос повышения платы за детский садик, введения дополнительной услуги, появления профильных классов, согласования школьных приказов. При этом управляющий совет не берет на себя ответственность за принятие или выполнение какого-либо решения, поскольку эти функции возложены на дирекцию учреждения.

Еще одна цель – реализация контролирующих функций. Однако здесь членам управляющего совета следует оставаться в рамках своих полномочий и принимать на себя ответственность за реализацию собственных решений. Порой они необоснованно требуют отчеты от дирекции. И напротив, принимая решение о контроле какой-то одной сферы деятельности, члены созданной комиссии выполняют не все требуемые от них действия, что приводит к негативным последствиям. Например, создается комиссия по питанию, но не все ее члены располагают ресурсами для своевременного и точного контроля, поэтому реализация идеи откладывается, и решение не воплощается в жизнь.

Состав управляющего совета образовательной организации

В состав управляющего совета входит такое количество членов, которое будет наиболее полно представлять интересы всех групп, например, начальной, основной и старшей школы. Количественный состав может быть уменьшен или увеличен по согласованию с  руководителем образовательной организации и членами управляющего совета. Количество членов может варьироваться от 20 и до 40 человек.

В управляющий совет входят не только педагоги и родители, но и ученики. Это позволяет привнести в него элементы ученического самоуправления, развивать внеурочную активность учащихся. Зачастую в такой деятельности принимают участие ученики 9, 10, 11 классов, которые принимают решения наравне с остальными.

Чтобы не возникал конфликт интересов, родители и дети не должны одновременно входить в управляющий совет. Это же относится и к ситуации, когда родитель учащегося одновременно есть и его учителем.

В управляющий совет входит представитель первичной профсоюзной организации, если свыше 50% учителей являются членами этой организации. Это новшество закреплено в стандартах деятельности совета, с которым можно ознакомиться на сайте Департамента образования.

В состав управляющего совета обязательно входит директор школы, который лично представляет администрацию. Его не может заменять ни заместитель, ни зав. дошкольным отделением и пр.

Кооптированные – члены управляющего совета, которые могут входить в него по рекомендации директора, учредителя в лице Департамента образования или любого члена. Кооптированный член не имеет отношения к образовательной организации в данный момент. Он является ее выпускником, известной медиа-персоной, политиком, бизнесменом, писателем. Он может предложить непредвзятый взгляд на вещи, создание системы сдержек и противовесов. В последнее время появилась тенденция: председателями выбирают именно кооптированных членов. Это позволяет избежать конфликта интересов.

Ранее в уставах образовательных организаций было закреплено обязательное участие представителя учредителя, то есть Департамента образования. Многие сотрудники, инспекторы, кураторы входили в управляющий совет образовательной организации, присутствовали на важных заседаниях, помогали решить конфликтные ситуации. После реорганизации Департамента образования и ликвидации окружных управлений образований появились межрайонные советы директоров, однако их количественный состав сократился. Поэтому представители учредителя не могут входить во все управляющие советы. Сейчас формируется реестр представителей, которые могут входить в управляющий совет образовательных комплексов.

Роль управляющего совета в жизни образовательного учреждения довольно значительна, поэтому к организации его деятельности нужно подходить со всей ответственностью.  Это обусловлено тем, что несколько членов принимают решения за очень большое количество участников процесса. Управляющий совет образовательной организации представляет собой средство социальной защиты для всех участников образовательного процесса, он также является организационным, финансовым и интеллектуальным ресурсом развития организации.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль