Психологическая школа для родителей: техники рефлексивного слушания

66

Детский психотерапевт Катрун Гельдард и консультирующий психолог Давид Гельдард из Австрии рекомендуют всем, кому по роду деятельности необходимо помогать другим людям, прежде всего, научиться внимательно слушать. Человек, которому мы оказываем помощь, нуждается в том, чтобы почувствовать свою значимость и уважение к себе. Только тогда он может в полной мере раскрыть свои проблемы и готов выслушать необходимые рекомендации. Актуальна данная проблематика и в отношениях между родителями и школой. Так, в качестве методики в психологической школы для родителей можно использовать технику рефлексивного слушания.

Методика психологической школы для родителей: упражнение «Приветствую тебя…» 

Цели: активизация участников, включение их в работу, актуализация навыков нерефлексивного слушания и использования невербальных средств общения.

Инструкция. Группа делится на две равные подгруппы. Одна из них будет играть роль педагогов, другая – родителей. По команде все участники встают со стульев, начинают двигаться по аудитории в свободном направлении и общаться друг с другом.

Инициаторами общения всегда являются «родители», которые свободны в своих действиях и изречениях. Они могут молчать или говорить что хотят в зависимости от ситуации. Но они должны придерживаться следующих правил: их фразы должны быть короткими; каждый раз при встрече с кем-либо разрешается произносить не более одной фразы.

Данное упражнение, применяемое как часть психологической школы для родителей, заканчивается по любому сигналу, оговоренному заранее (хлопок в ладоши, звук музыкального инструмента и т. д.), после чего группа возвращается в круг.

Web-семинар 13 апреля 2017

Коммуникация администрации ОО с родителями, органами государственной власти

Лектор — Феклин Сергей Иванович, Юрисконсульт, контрактный управляющий ГБОУ гимназии 1544, кандидат юридических наук.

На вебинаре мы обсудим:

  • Правовые основы взаимодействия школьной администрации и родителей обучающихся.
  • Правовой статус родителей обучающихся.
  • Договоры об образовании, заключаемые с родителями обучающихся.
  • Права, обязанности и ответственность родителей школьников.
  • Рассмотрение жалоб от родителей обучающихся администрацией школы.
  • Подготовка ответов на обращения органов власти.

При обсуждении первое слово предоставляется «родителям». Они делятся своими впечатлениями о том, как прошло упражнение, насколько внимательно их слушали, какие чувства возникали у них в процессе взаимодействия с другими участниками группы, в каких случаях они чувствовали больше внимания со стороны других участников, а в каких меньше. Затем слово предоставляется «педагогам», которые делятся своими впечатлениями о проделанной ими работе и о том, какой опыт они приобрели в ходе выполнения упражнения.

Ролевая игра «Говорим – слушаем» для использования в психологической школе для родителей

Цель: проанализировать роль рефлексивного слушания в установлении взаимопонимания.

Инструкция. Упражнение, применяемое как часть психологической школы для родителей, выполняется в группе из трех человек (формируется по желанию). Алгоритм выполнения упражнения:

  1. Распределение ролей: один будет рассказчиком, второй – слушателем, третий – наблюдателем.
  2. Рассказчик излагает свою историю. Слушатель при этом может использовать различные способы для получения максимальной информации от собеседника.
  3. Слушатель пересказывает выслушанную историю.
  4. Наблюдатель делится впечатлениями.
  5. Смена ролей: слушатель становится наблюдателем, наблюдатель – рассказчиком, рассказчик – слушателем.
  6. Последняя смена ролей.

Вопросы для обсуждения:

  • Находясь в роли слушателя, удалось ли вам выполнить инструкцию?
  • Что было легко, а что оказалось трудным?
  • Находясь в роли рассказчика, какие впечатления вы испытали при пересказе слушателем вашей истории?
  • Какие возможности позволили вам более точно передать информацию?

Мини-лекция «Техники рефлексивного слушания» для психологической школы для родителей

Рефлексивное слушание состоит в установлении обратной связи слушателя с говорящим. Слушатель не только внимательно слушает, но и сообщает говорящему, как он его понял. Говорящий оценивает это понимание и при необходимости вносит поправки в свой рассказ, стремясь добиться более точного понимания слушателем. Реализуя стратегию рефлексивного слушания, мы не только показываем нашему собеседнику, как мы его поняли, но и проверяем себя: удалось ли нам понять сообщение партнера именно в том смысле, который он туда вкладывал.

Техники рефлексивного слушания в психологической школе для родителей преимущественно направлены на прояснение именно рационального компонента. Все техники рефлексивного слушания объединяет направленность на одновременное решение трех основных задач:

  1. Проверять правильность своего понимания слов и высказываний говорящего.
  2. Не управлять темой разговора, а поддержать спонтанный речевой поток говорящего, помочь ему разговориться, говорить не о том, что представляется важным и интересным нам, а о том, что считает важным он.
  3. Не только быть заинтересованным слушателем, но и дать собеседнику почувствовать эту заинтересованность.

Выделяют четыре основные техники активного слушания: эхо-техника (отражение), перефразирование, резюмирование, прояснение.

Эхо-техника (отражение) – это повторение слов или фраз собеседника. Обычно имеет форму дословного повторения или повторения с незначительными изменениями. Имеет смысл использовать ее для отражения ключевых фраз, на которых собеседник делает смысловое ударение. Это дает ему возможность почувствовать, что он услышан, что его понимают, что можно считать одним из положительных моментов психологической школы для родителей. Из каждого фрагмента монолога говорящего слушатель выбирает и повторяет то, что, по его мнению, является центральным ядром фрагмента, его цитирующим началом, будь то выраженное чувство или какая-либо идея. При этом можно изменить вспомогательные или несущественные слова, выступающие в высказывании, но все ключевые слова, несущие смысловую или эмоциональную нагрузку, должны быть повторены точно. То, что следует повторить, должно быть выбрано на основе значимости этого содержания для говорящего.

Перефразирование (парафраз) – формулирование той же мысли другими словами. В беседе парафраз состоит в передаче говорящему его же сообщения, но словами слушающего. Цель перефразирования – проверка слушателем точности собственного понимания сообщения. Перефразирование полезно именно тогда, когда речь собеседника кажется нам понятной.

Резюмирование – техника переформулирования, с помощью которой подводят итог не отдельной фразы, а значительной части рассказа или всего разговора в целом. Основное правило формулировки резюме состоит в том, что оно должно быть предельно простым и понятным. Эта техника, как одна из методик психологической школы для родителей, вполне применима в продолжительных беседах, где она помогает выстроить фрагменты разговора в смысловое единство. Она дает слушающему уверенность в точном восприятии сообщения говорящего и одновременно помогает говорящему понять, насколько хорошо ему удалось передать свои мысли.

Прояснение – это обращение к говорящему за уточнениями, чтобы слушающий точнее понял, о чем идет речь. Если предыдущие техники рефлексивного слушания не привели слушателя к ясному пониманию, он может прямо попросить говорящего разъяснить непонятное место в его рассказе, привести примеры или остановиться на чем-то подробнее.

Методика психологической школы для родителей: упражнение «Четыре окна»

Цель: закрепление полученной информации.

Вариант 1. Каждый участник складывает свой лист бумаги формата А4 так, чтобы получились четыре одинаковые части. В них участники пишут свои ответы на вопрос «Что вы знаете о четырех техниках активного слушания?». В каждом окне размещается информация об одной технике. Затем участники объединяются в пары и делятся своими мыслями друг с другом. В конце упражнения, используемого в психологической школе для родителей, каждый может высказаться о любой из четырех техник.

Вариант 2. Работа проходит в нескольких группах. Участник каждой группы складывает свой лист бумаги формата А4 так, чтобы получились четыре одинаковые части. В них участники пишут свои ответы на вопрос: «Что вы знаете о четырех техниках активного слушания?». В каждом окне размещается информация об одной технике. Затем участники обмениваются своими работами, дополняют или корректируют содержание записанной информации. В конце упражнения каждый может высказаться о любой из четырех техник.

Психологическая школа для родителей: упражнение «Гимнастика ума»

Цель: отработка техники рефлексивного слушания на практике.

Инструкция. Упражнение проходит в кругу. Перед его началом каждый участник записывает у себя в блокноте или на листе бумаге одну любую пословицу, поговорку или краткое мудрое изречение. Например: «Благими намерениями вымощена дорога в ад», «Каждый сам кузнец своего счастья» и др.

Затем каждый участник группы в качестве приема психологической школы для родителей получает карточку, содержащую варианты вступлений, которые можно использовать перед тем, как делать резюмирование, перефразирование (например: «Как вы сказали…» и др.).

Карточка «Варианты вступлений к перефразированию и резюмированию»

  • Как я вас понял...
  • Вы сказали, что...
  • Если я понял вас правильно...
  • Как я понимаю, речь идет о...
  • Вы говорите, что...
  • По вашему мнению...
  • Вы считаете, что...
  • Если теперь подытожить сказанное вами, то...
  • Из ваших слов я сделал следующие выводы...

В ходе данного упражнения педагог-психолог обращает внимание на то, чтобы участники не нарушали основное правило: нельзя интерпретировать пословицу на свой или традиционный лад! Смысл упражнения состоит именно в том, чтобы научиться перефразировать содержание, не интерпретируя и не обобщая.

Психологическая школа для родителей: творческое задание «Лицензия на обучение»

Цель: закрепление знаний о рефлексивных техниках взаимодействия.

Инструкция педагога-психолога: Вспомните, пожалуйста, всевозможные лицензии, которые вы получали в своей жизни: водительские права, охотничий билет, институтский диплом и т. д. Сейчас я предлагаю вам выдать себе лицензию на обучение (работа может проводиться как индивидуально, так и по подгруппам). Можете учесть, например: право экспериментировать со своим поведением и тем самым расширять границы обычной манеры вести себя; можете глубже задумываться об особенностях других; иметь четко обозначенные обязанности, регламентированные правилами взаимодействия.

Пример. Первый участник прочитал вслух: «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь». Второй участник, продолжая упражнение, может сказать: «Ты сказал, что, если кто-либо попытается поймать сразу двух зайцев, он может остаться ни с чем». Третий участник: «Как я понял, речь идет о том, что не стоит сразу пытаться ловить двух зверей, можно не поймать никого». Четвертый участник: «Ты считаешь, что стоит поймать сначала одного зайца, а потом ловить второго» и т. д. Затем второй участник читает свою пословицу, и упражнение продолжается по той же схеме.

В качестве приема психологической школы для родителей возьмите лист бумаги, в качестве заголовка напишите «Лицензия на осуществление рефлексивного взаимодействия для…» и поставьте свои имена (или профессиональную принадлежность, если упражнение выполняется в группах). Напишите сегодняшнее число и начинайте сочинять свой текст. Форму лицензии вы выбираете сами…

Примечание. Лицензии по окончании работы собираются и по очереди зачитываются без указания имен авторов. Происходит обмен мнениями.

Игра-рефлексия «Метафорический образ» для использования в психологической школе для родителей

Участники работают в группах по 6–8 человек. Каждой группе выдается плакат для обозначения маршрута.

Инструкция педагога-психолога: Представьте, что вы туристы, которые были в путешествии и вернулись с какими-либо дарами, а также эмоциями и впечатлениями. На вашем пути (т. е. во время работы на тренинге) попадались, может быть, ягодные поляны, грибные места, чистые озера и т. п., на которых, рядом с которыми вы, возможно, останавливались, чтобы собрать урожай, или делали временную остановку для отдыха. Укажите путь продвижения на тренинге как маршрут путешествия, изображая в метафорической форме и подписывая словами знания, умения, впечатления, т. е. все то, что вы приобрели на двух встречах.

Примечание. В конце встречи каждый педагог может высказать мнение о своем участии на тренинге, о группе и усвоенных техниках.

Таким образом, задача педагога-психолога подвести участников к тому, что есть специальные техники рефлексивного слушания в психологической школе для родителей, которые позволяют более точно воспринять и отразить содержание повествования собеседника, его чувства. В процессе рефлексивного слушания мы повторяем то, что сказал собеседник, пересказываем своими словами, обобщаем, подчеркиваем основные положения его повествования и т. п. Это одно из преимуществ данной методики, позволяющей наладить взаимодействие между школой (педагогами) и родителями.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль