Правовые аспекты проведения инспекции по контролю в сфере образования

14

Права организации, проверяемой инспекцией по контролю в сфере образования

При проведении проверки, руководители и уполномоченные представители школы или иной образовательной организации, в отношении которой проводится инспекция по контролю в сфере образования, помимо обязанностей имеют следующие права.

  • Присутствовать при проведении проверки и давать объяснения, относящиеся к предмету проверки. Этим правом обязательно нужно пользоваться  и стараться не оставлять должностное лицо, проводящее проверку, один на один с документами, работниками без своего собственного контроля за происходящим. Необходимо присутствовать, чтобы лучше понимать, что в организации смотрят, каким образом смотрят, и не выходит ли это за предмет инспекции по контролю в сфере образования. Тем более, такое право – это еще и возможность действительно разрешить вопросы по  каким-либо неоднозначным позициям сразу по их возникновению, чтобы потом не тратить время и силы на отдельную документацию по их объяснению после того, как они появятся уже непосредственно в акте проверки в виде замечаний и нарушений.
  • Получать от должностных лиц, осуществляющих инспекцию по контролю в сфере образования, информацию, которая относится к предмету проверки, и все, что предусмотрено федеральным законом. В частности руководитель, уполномоченный представитель юридического лица имеет право ознакомиться с административным регламентом проведения проверки, если таковой имеется. Это целесообразно сделать еще до проведения проверки, и это зафиксировано в законодательстве. Если есть какая-то другая информация, которая необходима руководителю проверяемой организации, он может ее запросить, и в данном случае должностные лица, проводящие проверку, эту информацию должны предоставить.
  • Знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении, согласии и несогласии  с ними, а так же с действиями должностных лиц.
  • Обжаловать действия должностных лиц органа, осуществляющего контроль в отношении организации, как в досудебном, так и в судебном порядке. Здесь еще раз стоит упомянуть, почему очень важно познакомиться с административным регламентом по проведению контроля надзора. В данном случае регламент всегда содержит порядок досудебного обжалования и порядок действий вообще - в какие органы и кому можно жаловаться на те или иные действия или бездействия должностных лиц, которые проводили инспекцию по контролю в сфере образования. Поэтому чтобы это хорошо понимать, стоит ознакомиться с такими позициями регламента заранее.

Обязанности организации, проводящей инспекцию по контролю в сфере образования

Должностные лица, проводящие контрольные мероприятия, представители и эксперты контролирующего органа, также, помимо прав, имеют следующие обязанности по отношению к школе или иной проверяемой образовательной организации.

  • Своевременно, в полном объеме и в полной мере исполнять предоставленные законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований. Это означает, что при проведении инспекцию по контролю в сфере образования, необходимых процедур, в ходе рассмотрения и анализа документов, должностное лицо именно обязано предупреждать, выявлять и пресекать нарушения требований федерального законодательства.
  • Соблюдать законодательство Российской федерации, в том числе права и интересы юридических лиц, в отношении которых проводятся инспекции по контролю в сфере образования. Например, проводить проверку только на основании распоряжения и приказа руководителя или заместителя руководителя органа контроля и надзора. То есть невозможно прийти в организацию без приказа в любое удобное время, когда захочется должностному лицу – нет, можно только во время исполнения служебных обязанностей согласно конкретному приказу по конкретной организации, и только при предъявлении служебных удостоверений.
  • Не препятствовать руководителю или уполномоченному должностному лицу присутствовать при проведении инспекцию по контролю в сфере образования и давать разъяснения по предмету проверки. То есть контролирующее должностное лицо, в случае, когда ему кажется, что имеются какие-либо нарушения требований законодательства, не может не запросить по этому факту того или иного нарушения, соответствующие материалы и разъяснения, если рядом находится руководитель проверяемой организации, всегда готовый эти разъяснения предоставить.
  • Давать всю возможную информацию, относящуюся к предмету проверки – документы, пояснения, ознакомить с результатами проверки.
  • Учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявления нарушений соответствия законодательства указанным мерам тяжести нарушений, и соответственно, их потенциальной опасности для жизни и здоровья.
  • Не допускать необоснованного ущемления прав граждан, в отношении которых проводится проверка. Должностное лицо имеет право и обязано доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическим лицом.
  • Соблюдать сроки проведения инспекции по контролю в сфере образования, которые строго установлены законодательством, распоряжением или приказом о проведении проверки. 
  • Не требовать от юридического лица никаких других сведений и документов, которые не предусмотрены законодательством и предметом проверки.
  • Ознакомить перед началом проверки с положениями административного регламента и осуществить запись осуществления проверки по ее окончании в журнале проверок при выездной проверке.

Таким образом, зная и понимая возможности, права и обязанности как внутри организации, так и со стороны органов контроля и надзора, можно подготовиться и провести полноценную успешную инспекцию по контролю в сфере образования, и получить хорошую оценку деятельности своей образовательной организации.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль