Формирование учебного плана в школе

53

На сегодняшний день на уровне образовательного учреждения существует как минимум три учебных плана: в рамках стандарта начального общего образования с 1 по 3 класс школы, стандарта основного общего образования в 5-6 классах и федерального компонента государственного образовательного стандарта (ФКГОС) 2004 года, по которому работают в 4 классе и с 7 по 11 классы.  

Правильная схема формирования учебного плана в школе должна выглядеть следующим образом. Если образовательное учреждение работает по ФКГОС, то план формируется на основе федерального базисного учебного плана. Затем в базисном региональном плане учитывается специфика субъекта РФ, его особенности и традиции. На заключительной стадии уже формируется план образовательного учреждения. Эти три плана с выходными данными фиксируются как нормативная основа разработки учебного плана школы при написании пояснительной записки к плану тех классов, которые работают в режиме ФКГОС.

Сравнительная характеристика при формировании учебных планов в школе

Учебные планы школ можно сравнить по нескольким основаниям: по статусу, по структуре, по сроку, на который он разрабатывается, и по утверждению.

По статусу план в рамках стандарта представляет собой часть основной образовательной программы, ее организационный раздел; начальное общее образование — часть основной образовательной программы начального общего образования; основное общее образование — часть программы основного общего образования. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта — это номинально составная часть образовательной программы школы, однако по факту самостоятельный нормативный документ.

Различия в статусе документов вызваны тем, что до введения стандарта требования к структуре и содержанию образовательной программы в школах не были нормативно закреплены. Как следствие, учебный план не всегда был ее составляющим компонентом. Многие субъекты РФ и даже школы самостоятельно определяли структуру и содержание своих образовательных программ на основе положений, в связи они отличались даже на уровне муниципалитета, района, субъекта и т.д.

Следующая линия сравнения — структура учебных планов. Она важна с точки зрения их формирования и оформления. Включает в себя обязательную часть в рамках федерального государственного образовательного стандарта, а также вариативную часть, несущую на себе национально-региональную специфику и специфику конкретной школы.

Учебный план в рамках федерального стандарта представлен обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательного процесса. На уровне начального общего образования и основного общего образования вариативная часть включает внеурочную деятельность, только в первом случае она представлена в виде отдельного плана. Учебный план в рамках ФКГОС также представлен двумя частями, где его вариативная часть состоит из двух подчастей.

Планы различаются по срокам, на которые они утверждаются. Основная образовательная программа соответствующей ступени общего образования разрабатывается именно на этот срок: для начального общего образования — на 4 года, для основного общего образования — на 5 лет. Так как учебный план входит в состав организационного раздела, и, соответственно, для того, чтобы программа была ликвидной и отвечала всем предъявляемым к ней требованиям, должен существовать учебный план на срок освоения основной образовательной программы. Иными словами, должен существовать перспективный учебный план. Это понятие не закреплено в нормативных документах, однако он должен быть по логике, так как помогает увидеть развитие содержания на соответствующую ступень и механизм ее реализации. Также предполагается наличие плана на текущий учебный год.

Последний параметр — процедура утверждения. В рамках федерального компонента государственного образовательного стандарта план утверждается приказом по образовательному учреждению самостоятельно как нормативный документ сроком на один год. Дата и номер этого приказа выставляется на титульном листе плана. В рамках стандарта начального общего образования и основного общего образования учебный план утверждается в составе основной образовательной программы, соответственно, отдельный приказ не издаётся. На начало введения стандарта школа должна иметь, как минимум, приказ о разработке основной образовательной программы, приказ об ее утверждении и, в том случае если она работает по ним второй год, то  приказ о внесении изменений в программу основного общего образования или начального общего образования. Он и утверждает учебный план на соответствующий учебный год.

Несмотря на то, что формирование учебного плана в школе происходит по определенным критериям, а сами планы отличаются по ряду критериев, при их формировании образовательные организации допускают ряд ошибок. Существует практика, когда на уровне субъекта РФ утверждается отдельно базисный учебный план для образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу начального общего образования и программу основного общего образования. На уровне субъекта Российской Федерации такие документы существовать не должны, если только они не дублируют содержание того, что прописано либо в примерной образовательной программе, либо в стандарте соответствующего уровня образования. Также большинство школ имеет только один учебный план, представляющий собой симбиоз двух или трех действующих планов. Это приводит к тому, что отсутствует план на конкретную ступень образования. Помочь устранить эти неточности могут существующие методические рекомендации или указания по формированию учебных планов в школах.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль