Содержание и структура учебного плана основного общего образования

36

Учебный план основного общего образования фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, а также распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.

Содержание учебного плана основного общего образования

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования в учебном плане основного общего образования прописывается состав обязательных предметных областей, а также обязательных учебных предметов, которые должны входить в обязательную часть плана. Это значительное отличие от плана начального общего образования, где определяются только предметные области и даётся их содержание образования без конкретизации учебных предметов. Также в учебном плане основного образования не конкретизируется количество часов по годам обучения и по каждой предметной области, а даётся общее количество часов за 5 лет освоения основной образовательной программы.

Детализация плана также представлена в примерной основной образовательной программе основного общего образования. Она является основой для разработки учебного плана и конкретизирует основные показатели, например, состав учебных предметов, недельное распределение учебного времени, которое отводится на распределение содержания образования по классам, учебным предметам, а также на внеурочную деятельность.

Структура учебного плана основного общего образования

Учебный план основного общего образования, как и учебный план начального общего образования, имеет общие подходы к своему формированию. Так, план основного общего образования включает в себя две части: обязательную в рамках образовательных стандартов и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Соотношение этих частей составляет 70: 30, где 30% процентов отводится на часть, формируемую участниками образовательного процесса.

Однако существует и ряд отличий. В рамках изменений, которые были внесены в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, внеурочную деятельность в начальном общем образовании вынесли самостоятельным разделом в план внеурочной деятельности, и он не включается в часть, формируемую участниками образовательного процесса. На ступени основного общего образования внеурочная деятельность включается в часть, формируемую участниками образовательного процесса. Это значит, что образовательное учреждение может использовать часы, которые отводятся на эту часть, на реализацию внеурочной деятельности помимо тех часов, которые могут выделяться в образовательном учреждении на реализацию внеурочной деятельности. Также в образовательной программе этой ступени образования нет такого самостоятельного раздела или организационного подраздела, как план внеурочной деятельности основного общего образования. Это существенная разница по сравнению с учебным планом начального общего образования.

Как и в части плана начального общего образования, формируемого участниками образовательного процесса, в плане основного общего образования эта часть также должна учитывать интересы и потребности обучающихся, а также родителей и их законных представителей. Часы, которые даются в рамках формирования вариативной части, за которую отвечают участники образовательного процесса, могут быть использованы для изучения отдельных предметов обязательной части, на ведение специально разработанных учебных курсов, которые обеспечивают интересы участников образовательных процессов, и на внеурочную деятельность.

Также отметим следующий нюанс: количество часов в сетке часов базисного учебного плана основного общего образования проставлено быть не может, поскольку оно определяется в каждом субъекте самостоятельно исходя из возможности её финансирования. Поэтому образовательное учреждение обязано проводить мониторинг эффективности своей внеурочной деятельности.

Подходы, которые применяются к организации внеурочной деятельности основного общего образования, отличаются от тех, что применяются на ступени начального общего образования. На ступени основного образования образовательное учреждение имеет большую самостоятельность в формировании внеурочной деятельности, может делать больший акцент на проектную и исследовательскую деятельность для того, чтобы оно служило базой для обеспечения готовности обучающихся основной школы к сдаче итоговой аттестации при завершении основной ступени основного общего образования. Здесь также важно учитывать направления внеурочной деятельности в соответствии с внутришкольной системой дополнительного образования и с моделью, выбранной на ступени основного общего образования для реализации внеурочной деятельности.

Резюмируем, что учебный план основного общего образования состоит из обязательной части, и примерный учебный план определяет состав этих обязательных предметных областей для тех образовательных учреждений, которые имеют государственную аккредитацию. Он также определяет учебное время и время, отводимое на изучение по классам и годам обучения. Структура учебного плана основного образования имеет такую же структуру, что и план начального основного образования: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Отличие состоит в том, что на ступени основного образования внеурочная деятельность не является отдельным организационным подразделом, и при ее формировании образовательное учреждение имеет большую степень свободы. 



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль