Содержание и структура учебного плана начального общего образования

33

Учебный план начального общего образования фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, а также распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.

Содержание учебного плана начального общего образования

Образовательное учреждение самостоятельно регулирует то количество часов, которое оно отводит на тот или иной предмет, однако оно не должно быть меньше количества часов, определенного в целом за 4 года освоения основной образовательной программы начального общего образования. Поэтому при разработке содержания образования учебный план начального общего образования определяет общие рамки принимаемых решений, а в основе разработки содержания лежит завершённая предметная линия, которая обеспечивается учебником или учебно-методическим комплектом.  Этот комплекс должен быть включён в федеральный перечень учебников и иметь гриф «рекомендовано» или «допущено» на следующие 5 лет. Важно учитывать те завершённые предметные линии и обеспечивающие их учебники, которые имеют продолжительность от даты планирования содержания как минимум три года. Например, учебное пособие, по которому школа сейчас работает во втором классе, должно действовать еще три года, чтобы образовательное учреждение не меняло повторно содержание образования в ущерб его качеству и могло обеспечивать преемственность процесса.

Далее учебный план определяет состав обязательных предметных областей и их содержание. Детализация по учебным предметам идёт в примерной основной образовательной программе под редакцией Савинова. Учебный план, который представлен в примерной основной образовательной программе начального общего образования, является основой для разработки учебного плана образовательного учреждения. В нем отражаются и конкретизируются основные показатели учебного плана, то есть состав учебных предметов. Школа может самостоятельно увеличить или уменьшить этот примерный состав учебных предметов в зависимости от того, по какой завершенной линии или учебно-методическому комплексу она работает. Если учреждение придерживается какой-то конкретной учебной системы, то рекомендуется придерживаться всего того набора предметов и учебников, которые рекомендуются в этой системе. Там же можно взять за основу их примерные образовательные программы и учебные программы.

Второй момент, обязательная часть определяет время, которое отводится на изучение по классам, годам обучения. В федеральном государственном образовательном стандарте указана только итоговая цифра по освоению общего количества часов за 4 года. Это означает, что образовательное учреждение вправе регулировать количество часов по тем или иным обязательным предметам в течение 4-летнего периода обучения. Однако если школа не умеет правильно диагностировать потребности обучающихся и учесть их индивидуальные потребности в освоении отдельных предметов, то  организации рекомендуется придерживаться того количества часов, которое распределено в примерном учебном плане, представленном в примерной образовательной программе. При планировании содержания учебного плана начального общего образования образовательная организация может самостоятельно выбирать виды деятельности по каждому предмету. То есть проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии могут выступать не только как форма организации учебного процесса, но и как самостоятельный вид деятельности, который, как правило, находит отражение или может найти отражение в части, формируемой участниками образовательного процесса, в части внеурочной деятельности.

Структура учебного плана начального общего образования

Структура учебного плана начального общего образования включает в себя две части: обязательную в рамках образовательных стандартов и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Она отводится на увеличение учебных часов, которые можно использовать на изучение отдельных учебных предметов обязательной части, на ведение учебных курсов, которые обеспечивают различные интересы обучающихся, запросы родителей. Соотношение обеих этих частей составляет 70 к 30, где 30% могут найти отражение как части, формируемые участниками образовательного процесса в рамках реализации учебного плана, так и в части, организуемой по внеурочной деятельности по отдельному плану и обеспечивающейся отдельными часами. План внеурочной деятельности выступает самостоятельным разделом, но с позиции определения содержания образования может быть логическим продолжением содержания, который представлен в учебном плане начального общего образования. Курсы, отражающие этнокультурные особенности образовательного учреждения, муниципального образования субъекта РФ также включаются в часть, формируемую участниками образовательного процесса.

Также при разработке учебного плана начального общего образования в расчет берется недельное распределение учебного времени и язык, на котором ведется обучение.

Таким образом, резюмируем. Учебный план начального общего образования в рамках федерального государственного образовательного стандарта представлен предметными областями. В каждой из предметной области имеют место учебные предметы. На учебные предметы по годам или классам отводится примерное количество часов. Это количество часов может быть изменено специфики учебного заведения, запросов родителей и т.д. В течение периода обучения эта цифра может изменяться, но за весь период обучения желательно выходить на цифру «итого». Часть плана, формируемая участниками образовательного процесса, позволяет увеличивать количество часов, которые отводятся на изучение того или иного предмета. Однако это увеличение должно быть обоснованным и служить повышению эффективности обучения.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль