Новые органы управления сферы образования: неформальный демократичный подход

24

В соответствии с прежним законодательством, в Российской Федерации управление образовательными учреждениями предусматривало принципы единоначалия и самоуправления. Самоуправление, в свою очередь, реализовалось в формах совета образовательного учреждения, общего собрания, попечительского совета, педагогического совета. Такие органы с формально-правовой точки зрения не наделялись полномочиями управления как такового.

Новый Закон «Об образовании» (273-ФЗ) предлагает формулу управления в образовании – единоначалие и коллегиальность. А формации, именуемые ранее, как органы самоуправления получают новый статус – коллегиальные органы управления сферы образования.

Такая трансформация предполагает существенные обновления всей системы управления в образовании.

Законодательство одновременно предоставляет право и обязывает образовательные организации формировать самостоятельно собственную структуру управления.

Как работают коллегиальные органы управления сферы образования

Общественное управление в образовательных учреждениях может осуществляться по двум моделям.

Императивная модель – органы управления предусмотрены уставом, создаются формально, а в действительности не работают, не реализуют полноценно свои функции. Такая ситуация была характерной для самоуправления, определяемого прежним законодательством.

Существует и другая модель, развитие которой поддерживает новый Закон – управление осуществляется по демократическому принципу. В финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений принимают непосредственное участие родители, учащиеся, педагоги.  

Работа учреждения планируется администрацией с учетом результатов мониторинга или анкетирования, в которых задействуются все участники образовательных отношений, и определяются их пожелания.

Коллегиальные органы управления сферы образования

Для образовательных учреждений казенного и бюджетного типа определяются обязательные коллегиальные органы управления сферы образования:

  • общее собрание (конференция сотрудников);
  • педагогический совет (для вузов – ученый совет).

Для учреждений автономного типа к этим органам в обязательном порядке добавляется наблюдательный совет, то есть:

  • общее собрание (конференция сотрудников);
  • педагогический совет (для вузов – ученый совет);
  • наблюдательный совет.

Помимо этих обязательных форм управления могут формироваться и другие органы – если это предусматривает устав конкретной организации.

Утверждение уставов образовательных учреждений

В отношении автономных учреждений предусмотрено утверждение устава учредителем.

По новому Закону, в отличие от действующих ранее нормативов, не требуется принятие проекта устава вышестоящим органом. Устав принимает общее собрание (конференция) работников и направляется учредителю на утверждение без предварительного согласования проекта.

Существует исключение – когда на уровне учредителя принят другой алгоритм утверждения типовых уставов образовательных учреждений, который предусматривает предварительное принятие проекта. Однако это требование не является обязательным. Протоколы собрания (конференции) по вопросу принятия устава организации прикладывать не требуется.

Учредитель может настаивать или рекомендовать внесение в устав положений о формировании иных коллегиальных органов – в дополнение к обязательным. Это законное требование, которое можно обсуждать, но следует принимать как руководство к исполнению.

Возможен подход исключительно формального утверждения уставов образовательных учреждений – готовый устав спускается сверху учредителем. Такие случаи, как правило, весьма редки, поскольку органы, исполняющие роль учредителя, не располагают количеством штатных единиц, достаточным для составления уставов за все подчиненные учреждения.

Процесс формирования устава требует непосредственного участия самого учреждения. Необходимо правильно внести в учредительный документ полные реквизиты, сведения об истории развития образовательного учреждения, о видах деятельности, приносящих доходы, и другие важные блоки.

Может быть сформирован типовой устав (на примере учреждений Москвы), который содержит четкие положения в разделе об управлении образовательной организации – в том числе создание определенного коллегиального органа.

Или же учредитель, исходя их принципов демократии, предоставляет подконтрольному учреждению право самостоятельно формировать управленческий раздел устава. Схемы, разработанные на местах, представляются учредителю для утверждения уставов образовательных учреждений.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль