Советы учащихся и родителей: новый уровень формы управления образованием

34

Закон «Об образовании» (273-ФЗ, ст. 26) предусматривает право, но не обязанность для образовательной организации регламентировать и поддерживать работу советов учащихся и советов родителей. Законодательство легализовало деятельность самоуправления с участием школьников, их родителей и законных представителей несовершеннолетних.

Как участвуют дети и родители в управлении образованием

Если говорить о советах учащихся и советах родителей, как форме управления образованием – это право и возможность самих детей и родителей такие советы создавать. Ранее (в начале 2000-х годов) школьное самоуправление создавалось «сверху», посредством уставов, приказов, иных локальных нормативных актов – в виде всевозможных ученических советов. Так происходило в подавляющем большинстве случаев.

Иногда этот процесс инициировался «снизу» – учащиеся сами создавали экспериментальные органы (например, школьный парламент) и активно включались в управление своего образовательного учреждения. И все же, как правило, педагоги курировали такую деятельность ученического самоуправления.

В новом Законе четко указывается – инициатива об участии учащихся и родителей в управлении образованием должна исходить с места. Это не обязывает (но и не запрещает) создавать в уставе отдельно управленческие органы, связанные с самоуправлением, и регламентировать их деятельность. Однако в уставе организации или в локальной нормативной документации полезно предусмотреть процедуру работы созданных советов.

Формально порядок создания и легализации таких органов выглядит следующим образом:

Учащиеся или родители проводят заседание по вопросу создания соответствующего совета.

Создание совета фиксируется в протоколе заседания, регламентируется план работы (заседаний совета), разрабатывается план деятельности созданного органа с основными вопросами для обсуждения.

Может быть составлено положение о работе совета для представления директору на утверждение.

Впрочем, утверждение в администрации (по идеологии нового законодательства) в отношении данной формы управления образованием может не осуществляться. По результатам заседания готовится пакет документов, который передается в администрацию, как уведомление о создании совета школьного самоуправления. Если это необходимо, следует приказ директора о введении органа в действие.

Внесение каких-либо дополнений, изменений в положение о новоиспеченном совете (о порядке работы, правилах проведения заседаний) после его утверждения приказом, невозможно без законодательной инициативы снизу (самого совета).

Корректное отражение в уставе положений о форме управления образованием

Важно внимательно отнестись к содержанию документа, определяющего аспекты деятельности вновь образованной форме управления образованием. Закон запрещает императивное создание советов учащихся или родителей, но предусматривает возможность прописать их в уставе в качестве органов управления. Если речь идет об органах управления организацией, в типовом уставе образовательного учреждения обязательно регламентируется их деятельность. Если рассматриваются органы самоуправления или органы управления, не входящие в официальную структуру организации, а инициированные самими участниками образовательного процесса – никакие положения в уставе не фиксируются.

Факт создания советов, не требующих обязательного утверждения и определения в уставе, подтверждается неким пакетом документов. Достаточно протокола заседания, в котором зафиксировано создание совета учащихся или родителей в управлении образованием. Состав такого заседания не оговаривается – формально создать новый орган самоуправления могут двое учащихся или двое родителей. Задача администрации – развить инициативу созданной структуры, поддержать и направить ее деятельность в нужное русло. 

Следует четко разграничивать понятия «совет, созданный по инициативе» и «совет, закрепленный уставом, как орган управления». Нередко несоответствие в формулировках устава относительно той или иной формы управления образованием приводит к проблемам в деятельности образовательного учреждения в целом и его отдельных структур, что непременно выявляется в ходе контрольно-надзорных мероприятий.

В городе Москве разработкой типовых уставов образовательных организаций занимается Московский центр образовательного права при поддержке Департамента образования. В частности, регламентируется создание коллегиальных органов управления.

Типовой устав образовательных учреждений Москвы, предусматривает, помимо общего собрания (конференции) работников и педсовета, обязательно создание управляющего совета с функциями органа государственного общественного управления. Такие коллегиальные органы управления могут инициироваться учащимися или родителями.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезный документ «Типичные ошибки, допускаемые при переходе на эффективный контракт».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль