Полномочия управления в образовании и устав организации

42

Разрабатывая устав образовательной организации в соответствии с новым Законом «Об образовании» (273-ФЗ), необходимо иметь четкое понятие об управлении в конкретном учреждении и коллегиальном органе, принимающем на себя полномочия управления образования. Недопустимо банальное копирование полномочий органов управления из уставов других организаций или из собственного устава, действовавшего до принятия нового законодательства.

С предельным вниманием следует относиться к формулировкам и содержанию устава образовательного учреждения, составленного вышестоящей организацией, в отношении полномочий органов коллегиального управления – их соответствия действующей нормативной документации. Даже типовые уставы, спущенные сверху, можно и нужно оспаривать и отстаивать свои позиции.

Полномочия управления в образовании: двойное согласование

В качестве формального подхода к определению полномочий можно привести пример, когда содержание устава образовательного учреждения регламентирует право педсовета (как одного из органов коллегиального управления) переводить/не переводить учащегося в следующий класс (курс). По новому Закону фактически педсовет не располагает такими полномочиями, поскольку вопрос об условном переводе четко определен в 273-ФЗ, ст. 58.

Закон трактует положения о промежуточной аттестации и условном переводе учащихся в следующий класс (на следующий курс). Эти правила едины для всех образовательных учреждений (кроме дошкольных) и не входят в полномочия управления в образовании, предусмотренные для педсовета. Если учащийся имеет «неуд» (академическую задолженность) по какой-то учебной дисциплине, он автоматически считается имеющим такую задолженность и получает право пересдать с комиссией предмет (не более 2 раз) и задолженность ликвидировать. Тем не менее, он условно переводится на следующий год обучения.

Само понятие «коллегиальный орган управления» в образовательном учреждении предусматривает именно управленческие полномочия такого органа. В связи с эти, формируя содержание типового устава образовательного учреждения, следует предусматривать принятие ними решений, обязательных к исполнению. Иначе попросту нарушается логика определения и не в полной мере выполняются требования действующего Закона в отношении деятельности органов управления (коллегиального в том числе), и осуществления их полномочий.

Формулировки по полномочиям управления в образовании, представленные в уставе, следует перепроверять. В некоторых случаях спорной представляется компетенция согласования. Например, относительно правил внутреннего распорядка учащихся, полномочия органов коллегиального управления целесообразнее рассматривать, как распорядительные.

Функции согласования, предусмотренные для коллегиальных органов, иногда дублируют полномочия учредителей. В частности, по программе развития – полномочия согласования возложены на управляющий совет и на учредителя. Возможно, более разумным решением было бы предоставить управляющему совету (педсовету или другому органу) компетенцию принятия программы развития. Согласование предоставить учредителю, а утверждение и ввод в действие – руководителю учреждения.

Полномочия управления в образовании: «заслушали» или «утвердили»

Не совсем корректно и юридически грамотно отражать в уставе управленческие решения типа: заслушивание, прослушивание, прочтение каких-либо предложений или докладов. Если говорить о легализации принятия управленческих решений, то разумнее будет включить в содержание устава образовательного учреждения не заслушивание, а согласование, например итогового доклада руководства. Возможно и принятие (утверждение) доклада.

Обязательному согласованию (утверждению) органами управления образовательной организации подлежит публичный отчет по результатам финансово-хозяйственной деятельности и отчет о самообследовании.

На данный момент проекты легализации программ по модернизации образования считаются завершенными. Поэтому вопрос о необходимости подготовки публичных докладов и отчетов следует рассматривать конкретно для каждой организации.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль