Нормативная база контроля и надзора в образовательной организации

24

Основной федеральный закон для контроля и надзора в образовательной организации

Государственный контроль и надзор в образовательной организации Российской Федерации регулируется всего лишь одним федеральным законом от 26 декабря 2008г. №294-фз «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля надзора, муниципального контроля». Интересно само название - о защите прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.  Это прежде всего основано на том, что основная цель и задача данного федерального закона была, когда он разрабатывался и принимался, именно выступить в качестве защитника позиции юридического лица или индивидуального предпринимателя в отношении проверяющих лиц и проверяющих организаций.

Кроме того, стоит обратить внимание, что 294 федеральный закон - это закон, который должен быть «настольной книгой» каждого руководителя, потому что в Российской Федерации именно в соответствие с данным законом осуществляются все контрольно-надзорные мероприятия, именно на этот закон опирается и Роспотребнадзор, и Роспошлина, и все прочие виды надзора.

В связи с вышесказанным возникает вопрос - если из названия 294 федерального закона следует что это закон, защищающий права юридических лиц, то почему же и сами контролирующие органы тоже опираются на данный федеральный закон?  Прежде всего, это связано с тем, что у нас это единственный закон, где прописаны требования к проведению контрольно-надзорных мероприятий, и, чтобы не выходить за границы этих требований, и как раз не нарушать этим права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,  наши контролирующие органы опираются так же на этот закон. Здесь зафиксировано то, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля и надзора в образовательной организации, в первую очередь применяются положения федерального закона 294-фз, и, конечно же, положения и особенности, которые установлены федеральным законом 273-фз об образовании в Российской Федерации.

Особенности, дополнения и уточнения в законодательстве для контроля и надзора в образовательной организации

По части контроля и надзора в образовательной организации последнее время проведено достаточно много всевозможных изменений и дополнений, которые были внесены и в 294-фз, и в 273 отраслевой федеральный закон об образовании Российской Федерации. Наверняка каждый руководитель, так или иначе, уже столкнулся и ознакомился с федеральным законом 500-фз. Этот серьезный закон действительно внес значительные изменения в 93 статью Федерального закона об образовании Российской федерации, посвященной государственному контролю и надзору.

Подводя итог всему сказанному, руководители образовательных организаций для себя должны понимать, что контроль и надзор в образовательных организациях осуществляются с учетом позиций 294 федерального закона и особенностей, установленных 93 статьей 273 федерального закона  об образовании Российской Федерации.

Однако стоит сказать, что в ближайшее время можно ожидать достаточно серьезные изменения в области государственного контроля и муниципального контроля. Достаточно активно происходит обсуждение проекта нового федерального закона - это «Основные направления государственного контроля, надзора и муниципального контроля». Обращая внимание на название, пока оно рабочее и может чуть-чуть измениться, но в любом случае стоит отметить, что это закон именно о контроле и надзоре, следовательно, его основная задача будет регулировать отношения в ходе контроля и надзора. Частично уже отдельные моменты внесены как изменения в 294 федеральный закон. То есть проект нового закона разрабатывается, уточняется и утверждается в правительстве, еще конечно какие-либо изменения и доработки в него будут внесены, но вот тем, кто бдительно следит за всеми законодательными изменениями отдельные моменты уже можно видеть, позиции нового отношения к государственному контролю в 294.

Например, появилась значимая норма о том, что формируется единый реестр всех проверок, который позволит иметь базу соответственно всех проверок во всех отраслях, проводимых в отношении всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В то же время появилась позиция о подходе к контролю и надзору в образовательной организации Российской Федерации с точки зрения риско-ориентированной модели. То есть все необходимые процедуры определения сроков проведения проверки, каких-либо требований к ее проведению, будут осуществляться в зависимости от риска, который может быть применен или причинен, или может возникнуть в ходе деятельности той или иной организации в той или иной отрасли. Соответственно с этих позиций сейчас и разработана новая модель контроля надзора. И хотя это и перспектива будущего, но уже сейчас именно с этих позиций стоит готовиться и подходить к этому вопросу, и надо быть готовыми к контролю во всех его аспектах.

Суть и результаты контроля и надзора в образовательной организации 

Немаловажное значение в законодательной части проведения контроля имеют непосредственно результаты контроля. Как известно, одним из результатов проверки по той или иной причине может стать решение о приостановлении деятельности организации.  Здесь стоит обратить внимание, что если в судебном порядке принято решение о приостановлении деятельности той или иной организации как административное наказание, то вопрос о возобновлении деятельности фиксируется снова как проведение проверки. Но главная особенность этой проверки в том, что такая проверка для возобновления деятельности организации, уже не опирается на 294 федеральный закон. На этом мы делаем акцент, так как все контрольно-надзорные мероприятия проводят по 294 закону, но есть исключения и уточнения.

На данный момент наши знания об осуществлении государственного контроля и надзора в образовательной организации должны включать в себя знания основного закона 294, что он регулирует, каким образом выстраивается работа в связи с его исполнением, и, прежде всего определенную федеральным законом форму осуществления его исполнения, а она на сегодняшний момент одна - это проверка.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль