Формирование регулятивных УУД на уроках английского языка в начальной школе

116

Выделение регулятивных УУД младших школьников связано со структурой учебной деятельности, которая включает в себя учебный интерес, целеполагание, учебные действия, контроль и оценку. ФГОС начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного об-разовательного стандарта начального общего образования», обозначил целевую установку на развитие у младших школьников умения учиться, т. е. быть учащимися, стремящимися к самоизменению и способными достигать поставленных целей.

Условием такого результата должны быть сформированные универсальные учебные действия, т.е. : личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные. Особое значение имеют регулятивные УУД младших школьников, т. к. они связаны с формированием произвольной регуляции деятельности, поведения, взаимодействия с окружающими. Уровень саморегуляции учащегося влияет на его познавательные процессы, способность осуществлять коммуникацию, развитие личностных действий. Кроме того, процесс познания - это сознательный процесс, который всегда сопровождается контролем и оценкой, что еще раз подчеркивает важность регулятивных УУД.

Среди регулятивных УУД младших школьников можно выделить:

  • целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
  • саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Понимание значения регулятивных УУД для развития младших школьников позволяет учителю обозначить в качестве приоритетной задачу формирования умений школьника определять цели и задачи деятельности, контролировать, оцени¬вать, планировать, анализировать и корректировать свои поступки.

Однако возникает противоречие между пониманием учителями значения регулятивных УУД для развития младших школьников и недостаточным мето-дическим обеспечением процесса преподавания английского языка в начальной школе. К тому же уроки английского языка в начальной школе имеют свою специфику, связанную с ограниченными коммуникативными возможностями учащихся (тогда как организация целеполагания, планирования, контроля, оценки сопряжены с активной речевой деятельностью).

Многобалльное оценивание в формировании регулятивных УУД в начальной школе

В МОУ «Гимназия № 2» г. Вологды за годы деятельности в системе развивающего обучения разработаны методы и приемы организации учебной деятельности на уроках английского языка.
Важным средством и условием формирования регулятивных УУД в начальной школе стала система многобалльного оценивания на критериальной основе, цель которой - формирование контрольно-оценочной самостоятельности учащихся как потребности и способности оценивать результаты своей деятельности. Конечная цель - полная ответственность учащегося за результаты своей деятельности.

Суть данной системы состоит в отказе учителя от выставления отметок ученику по результатам выполнения задания и использование различ¬ных видов оценок вместо отметок:

  • качественной (выраженной словесно в виде характеристики предметных и мета предметных умений ученика) и количественной (выраженной в баллах и процентах) оценок;
  • самооценки, взаимооценки, оценки учителя;
  • прогностической, ретроспективной, итоговой оценки.

В условиях безотметочного обучения расширяются функции оценки: она не только констатирует результат деятельности, но и мотивирует учащегося к самоизменению, формирует цели, воспитывает критическое отношение к себе и другим. Таким образом, оценочное действие является одним из основных в учебной деятельности. Адекватная самооценка позволяет учащемуся ставить перед собой цели по совершенствованию знаний и умений.

Далее опишем методы и приемы, которые можно использовать для формирования регулятивных УУД у младших школьников на уроках английского языка: организации совместного с учащимися целеполагания и формирования действий:

  • планирования;
  • прогнозирования;
  • контроля;
  • оценки;
  • коррекции.

Целеполагание в рамках формирования регулятивных УУД у учащихся начальной школы
Первый прием, который можно рассмотреть в рамках организации учащимися целеполагания на уроках английского языка, - это анализ ситуации общения из жизни, выявляющей значение изучаемого и недостаток знаний учащихся по данной теме.

Представим примеры организации целеполагания при помощи данного приема.

2-й класс

Тема «Семья»

Диалог учителя с учащимися:

  • Представьте себе, что к вам приехал друг из Англии. Вам нужно рассказать о своей семье. Сможете ли это сделать?
  • Нет.
  • Какие слова нам нужно изучить, чтобы рассказать о своей семье?
  • Мама, папа, сестра, брат...
  • Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Или: «Сформулируйте цель урока». Учащиеся формулируют цель урока.)
  • В каких еще жизненных ситуациях могут пригодиться данные знания?
  • Регистрация в гостинице, знакомство, заполнение анкеты.

3-й класс

Тема «Еда», ситуация «В кафе»

  • You travel abroad with your parents by car and go to the café. You want to have dinner. Can you order any food?
  • No, we can't.
  • So, what is the aim of our lesson?
  • We need to learn the new words.

Тема «Праздники», ситуация «Приглашение на день рождения»

  • You have your birthday party and want to invite your new friend from Great Britain to the party. Can you write an invitation in English?
  • No, we can't.
  • What is the aim of our lesson?
  • We shall learn how to invite friends to the birthday party.

Тема «Питомцы и другие животные», ситуация «У меня живет питомец»

  • Your friend from Great Britain asks you to tell him/her about your pet. Can you do it?
  • No, we can't.
  • Why? Do you know the words to describe your pet?
  • No, we don't.
  • What is the aim of our lesson?
  • We shall learn the words to describe the pet.

Тема «Одежда», ситуация «Одежда по сезону»

  • Your friend from Great Britain is going to visit you. What clothes does he need to take this season? Can you do it?
  • No, we can't.
  • Why?
  • We don't know the names of clothes in the cold season.
  • What is our aim today?
  • We shall learn the new words.

4-й класс

Тема «Школьная жизнь», ситуация «Расписание уроков в школах России и Великобритании»

  • Your task is to compare the timetable in Russian and English schools. Can you do it?
  • No, we can't, because we don't know much about English schools.
  • What do you think about the topic of our lesson?
  • I think our topic is «English Schools».
  • Right you are. And what is our aim?
  • Our aim is to learn the information about English schools. Probably we shall read the text.

Тема «Жизнь города. Лондон», ситуация «Значимые места Лондона»

  • Your friend from London invites you to his place and asks you about the places of interest you would like to visit. Do you know famous places in London?
  • No, we don't.
  • What is the aim of our lesson?
  • We shall know the information about famous places in London.

Второй прием организации целеполагания в рамках формирования регулятивных УУД у учащихся начальной школы, на котором мы задержим внимание, - создание ситуации успеха и разрыва в знаниях. Данный прием может быть использован при изучении грамматического материала. Например, объяснение грамматического материала (отрицательные предложения в прошедшем простом времени - the Past Simple Tense) в 3-м классе.

Перед учащимися ставится задача рассказать, что они делали и не делали в выходной день. Учащиеся успешно рассказывают о том, что делали, и обнаруживают, что не знают, как сказать о том, чего не делали. После этого учащиеся могут сформулировать цель урока.

Также этот прием можно использовать при изучении новой лексики, когда часть лексических единиц уже известна. Учащимся дается задание соотнести английское слово с его переводом на русский язык, где из 10 слов дается только 5 известных, остальные неизвестные. Выполнив задание не до конца, уча-щиеся формулируют цель урока.

Третий прием, который мы рассмотрим при организации развития регулятивных УУД у учащихся начальной школы, - это анализ иллюстративного материала. Этот прием используется на этапе перехода от изучения лексики к составлению монологического высказывания. Например, при изучении темы «Clothing» в 3-м классе.

На доске расположены картинки, изображающие предметы одежды, учащиеся называют их, показывая знание лексики. Учитель ведет с учениками диалог.

  • What is the general word?
  • Clothing.
  • So, what is the topic of our lesson?
  • Clothing.

Look at the proverb «Everything is good in its season». Let's change this proverb. «Every clothing is good in its season». What is the aim of our lesson?

  • We'll speak about the clothing we wear in different seasons.
  • Yes, we are to make up a topic «Every clothing is good in its season».

И последний прием, который мы представим, - это целеполагание с ис-пользованием опорных слов. На этапе определения задач урока учитель предлагает учащимся опорные слова, например: We shall read... We shall answer... We shall make up. Учитель объясняет детям смысл данных конструкций, пред-лагает детям составить предложения с ними.

Действия планирования в развитии регулятивных УУД у младших школьников

Рассмотрим два приема формирования у младших школьников действия планирования своей деятельности.

Первый прием - это составление картинного плана урока.

Картины - это модели, обозначающие различные виды деятельности. Ученики могут составлять модели своей деятельности на уроке, используя следующие значки:

  • «книга» - означает «чтение»;
  • «прямоугольник» - изучение новых слов;
  • «закрашенный прямоугольник» - повторение ранее изученных слов;
  • «Gr» - изучение грамматики;
  • символ двух лиц, обращенных друг к другу, - работу над диалогом и т. д.

Обучающиеся не только составляют план урока, используя модели-картины. В течение урока учитель постоянно обращает их внимание на составленный план, учащиеся следят за его выполнением, называют следующий этап, анализируют, как прошел предыдущий. План помогает организовать рефлексию в конце урока. Если план урока есть на столе у каждого ученика, рядом со значками плана ученики могут дать самооценку деятельности, отметить свои достижения и трудности, что, в свою очередь, способствует развитию регулятивных УУД у учеников начальной школы.

Второй прием - это планирование своей деятельности с опорой на информацию, представленную на странице учебника. Данный прием удобно использовать, если урок построен по учебнику. Учитель предлагает детям рассмотреть страницу учебника по данной теме и составить план работы на уроке. Если учащиеся испытывают затруднения, можно использовать опорные слова.

Действия прогнозирования в развитии регулятивных УУД у учеников начальной школы

Прогнозирование - это умение предвосхищать результаты своей деятельности. Сформировать это умение можно, используя прогностическую оценку. Перед написанием словарного диктанта учитель предлагает учащимся оценить свои умения на линейке самооценки. После диктанта учитель просит детей дать итоговую оценку умений. После проверки диктанта по образцу ученик может сравнить прогноз-оценку и итоговую оценку. Такое сравнение позволяет производить работу над формированием регулятивных УУД у младших школьников - корректировать самооценку ребенка, учит его прогнозировать собственные трудности. Прогноз-оценку можно также сделать перед аудировани¬ем и другими видами работ.

Задания на развитие контроля и самоконтроля:

  • нахождение и исправление ошибок;
  • проверка работы другого ученика;
  • работа в паре и в группе;
  • использование невербальных знаков при оценивании ответа одноклассника;
  • оценивание по критериям;
  • проверка своей работы по образцу.

Контролю придается особое значение в процессе организации учебной деятельности. Данное действие дает право характеризовать всю учебную деятельность учащегося как управляемый самим ребенком произвольный процесс. Произвольность учебной деятельности определяется не столько намерением что-либо сделать и желанием учиться, сколько именно контролем выполнения своих действий.

Овладение действием контроля позволяет учащимся правильно организовать свою деятельность, осознанно осуществлять ее коррекцию. Кроме того, контроль в учебном процессе влияет на мотивацию младших школьников к обучению и развитие у них регулятивных УУД.

Многие педагоги отмечают такую проблему в обучении младших школьников, как недостаточное развитие у детей внимания. Известно, что внимание выполняет контрольную функцию и его развитие надо начинать с обучения учащихся контролю. Внешний контроль, превращенный в контроль внутрен-ний, автоматизированный, - это и есть внимание.

Таким образом, контроль - это действие сличения способа действия с условиями его выполнения, действие сопоставления результата действия с заданным эталоном с целью выявления отклонений. Контроль связан с произвольностью поведения младшего школьника, формирует важные качества личности: аккуратность, самостоятельность, внимательность.

При обучении контролю и самоконтролю в рамках развития регулятивных УУД у младших школьников используются задания с «ловушками», т. е. задания, не имеющие однозначного решения. Таким образом, учащиеся должны четко разделять, где они могут использовать нужное правило, а где оно действовать не может. Например, в задание «Как образовать множественное число существительных» добавить слова-исключения, где форма множественного числа заучивается. Выполняя задание, учащиеся замечают «ловушки», это и формирует контроль.

Действия оценки в развитии регулятивных УУД младших школьников

Один из компонентов учебной деятельности - оценка. Учебная деятельность является целостной, если (наряду с другими ее компонентами) внутри нее, параллельно с процессом разрешения учебной задачи, функционирует оценочная активность как компонент, постоянно корректирующий и стимулирующий эту деятельность в целом.

Важным принципом оценочной деятельности является принцип критериальности, согласно которому оцениванию подлежит не вся работа в целом, а отдельные ее стороны. Критерии делают оценку «прозрачной» для ребенка, объективной. Например, для оценивания монолога на уроках английского языка используются следующие критерии оценки: contents (содержание), logic (логика), fluency (беглость), pronunciation (произношение), grammar (грамматика).

Чтобы разнообразить оценочную деятельность в работе по формированию регулятивных УУД у учеников начальной школы, виды и формы оценок целесообразно варьировать.

Помимо линеечек самооценки и баллов можно использовать сигнальные цветные карточки:

  • красный цвет - без ошибок;
  • зеленый - 1-3 ошибки;
  • синий - больше 3 ошибок и т. д.

Для того чтобы включить всех учащихся в процесс оценивания, на уроках используются невербальные знаки:

  • «плюс» - согласен с мнением товарища;
  • «минус» - не согласен, заметил ошибку;
  • «вопрос» - сомневаюсь, хочу задать вопрос.

На формирование действий контроля и оценки, совершенствование предметных знаний и умений направлена система диагностических и проверочных работ, разработанная А.Б. Воронцовым* для учебных предметов «Математика», «Русский язык» и «Окружающий мир».

Цели тестово-диагностических работ:

  • пооперационный контроль уровня владения тем или иным способом действия (под способом понимаем порядок действий с предметным материалом);
  • выявление затруднений учащихся;
  • планирование коррекционной работы.

Педагоги МОУ «Гимназия № 2» г. Вологды попытались адаптировать данную систему к преподаванию английского языка в младших классах. Суть ее в следующем: в рамках изучаемой темы выделяется текущий и итоговый контроль. Текущий контроль осуществляется при помощи тестово-диагностических работ. Их может быть от одной до трех в теме в зависимости от количества часов. Тестово-диагностические работы оценивают¬ся без использования баллов, при помощи знаков или линеечек. Затем организуется работа над ошибками. После чего проводится проверочная работа, которая оценивается в баллах и процентах.

В приложениях 1-2 представлены тестово-диагностическая и проверочная работы по английскому языку во 2-м классе по теме «The Present Simple Tense».

Действия коррекции в рамках развития регулятивных УУД младших школьников

Действие коррекции на уроках английского языка формируется на этапе исправления ошибок, проведения работы над ошибками. Для этого используются такие специальные учебные занятия, как неурочная форма организации учебной деятельности. В отличие от уроков на учебных занятиях отрабатываются компоненты учебной деятельности, для этого учащимся предоставляется большая степень самостоятельности в выборе целей, заданий, уровня работы, помощников, времени на выполнение упражнений. Такие занятия целесообразно проводить после контрольной работы. Ученики анализируют свои ошибки, выбирают направление своей работы: если есть ошибки - задания на коррекцию в соответствии с ошибками, если ошибок нет - задания повышенной сложности.

Важно заметить, что к проверке контрольной работы учитель подходит дифференцированно: исправляются ошибки в работах слабых учащихся, а в работах сильных лишь выносятся пометки об ошибке на полях, с тем чтобы они самостоятельно ее нашли. Такая деятельность также формирует действие контроля и коррекции.

Таким образом, на уроках английского языка можно эффективно формировать регулятивные УУД у учащихся в начальной школе детей. Некоторые из данных методов и приемов можно использовать как в условиях безотметочного обучения, так и в традиционной системе оценивания.

Приложение 1

Формирование регулятивных УУД на уроках английского языка в начальной школе

Приложение 2

Формирование регулятивных УУД на уроках английского языка в начальной школе

* А.Б. Воронцов – канд. пед. наук, генеральный директор НОУ «Открытый институт “Развивающее образование”». – Примеч. ред.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль