Организация развивающей среды для детей с ОВЗ в общеобразовательном классе

54

Развивающие аспекты АОП для детей с ОВЗ в общеобразовательном классе

Согласно законодательству об образовании АОП (адаптированная образовательная программа) должна быть написана для каждого ребенка с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), обучающегося в общеобразовательном классе. В   Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования  для лиц с ОВЗ,  а также для обучающихся  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) приведены примерные варианты таких программ. На них можно опираться при создании индивидуальной программы с учетом специальных условий обучения, прописанных в рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии.

Вместе с тем, понятно, что такая работа требует больших трудозатрат от учителя. В этой ситуации учителю могут помочь практические советы коллег, с 2011 года работающих в рамках государственной программы «Доступная среда» по организации условий обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном классе, а также – групп детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с инвалидностью в общеобразовательной районной школе.

В контексте этой программы проводились опросы учителей и родителей на предмет того, на что должен обращать внимание учитель, пишущий АОП, как педагог отбирает и организует предметный материал. Как отмечают педагоги, отбор предметного материала должен быть напрямую связан с тем, насколько этот материал будет соотноситься с теми жизненными умениями и навыками, которые потом пригодятся  ученику в жизни. То есть, в большей степени ориентироваться следует на результаты, связанные с жизненной компетенцией, а не на предметные результаты.

В преподавании определенной темы педагогу следует отобрать тот материал, который практически будет полезен в дальнейшем. Материал должен быть напрямую связан с реальными жизненными ситуациями, с которыми сталкивается ученик. Для этого учителю нужно хорошо знать, как он живёт, что входит в его сферу деятельности и каким предметным миром он владеет.  В сущности, это та же самая процедура подготовки учебной программы с учетом психологической готовности к школе, только с учетом трудностей, которые создают ограниченные возможности здоровья в развитии познавательной и социальной компетенций.

Организация развивающей среды на уроке в классе с детьми с ОВЗ

Развивающая среда на уроке в классе с детьми с ОВЗ должна учитывать сенсорные особенности ученика, и с этой точки зрения,  должна учитывать возможности организации разной коммуникации. С точки зрения учета сенсорных особенностей, может возникнуть необходимость использования разного предметного дидактического материала, разных способов получения обратной связи от обучающегося. Например, на уроках с детьми с расстройствами аутистического спектра и с нарушениями интеллекта, в частности, с не говорящими детьми,  оформляются специальные планшеты, где есть набор карточек, которые обозначают либо какое-то определённое состояние, либо потребность ученика. Используя эти карточки, ребёнок может выстроить достаточно большое предложение, озвучивающее  определённую обратную связь.

На уроке в классе с детьми с ОВЗ важны такие мелочи, как лупа для учеников с нарушениями зрения, специальных контурных карт и атласов, доступных для таких детей. Здесь надо отметить, что такие приспособления и адаптация может быть полезна не только детям с ОВЗ, но и остальному классу, так как достаточно большое количество обучающихся испытывают трудности, связанные со зрительным восприятием, хотя и в меньшем объеме. Усиление возможностей восприятия предметного материала оказывает положительное воздействие на весь класс.

Создания психологического комфорта для детей с ОВЗ в общеобразовательном классе

При организации условий для обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном классе педагогу следует обратить внимание на создание особого психологического микроклимата в коллективе. Психологами доказано, что чем меньше возраст ребёнка в ситуации его включения в коллектив сверстников, тем меньше возникает психологических барьеров общения в последующем. То есть дети принимают, привыкают, лучше адаптируются к своим сверстникам, имеющим те или иные отличительные особенности, в раннем возрасте. В дальнейшем в общении не возникает эмоциональных барьеров, отторжения.

В воспитании равного отношения между детьми большая роль принадлежит учителю. Здесь идеологической основой воспитания является позиция приятия особенностей других людей:  если у сверстника не ходят ноги, если он не видит, если он не слышит, это не значит, что он хуже, чем другой человек, он просто другой. У каждого из нас какая-то своя особенность, нужно просто её понимать и принимать, соответственно и выстраивать отношения. С этой точки зрения, присутствие детей с ОВЗ в общеобразовательном классе представляет собой большой воспитательный ресурс. Позиция опеки и жалости не является продуктивной ни для детей, испытывающих трудности, ни для их сверстников в классе. 



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль