Организация развивающей среды для детей с ОВЗ в общеобразовательном классе

44

Развивающие аспекты АОП для детей с ОВЗ в общеобразовательном классе

Согласно законодательству об образовании АОП (адаптированная образовательная программа) должна быть написана для каждого ребенка с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), обучающегося в общеобразовательном классе. В   Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования  для лиц с ОВЗ,  а также для обучающихся  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) приведены примерные варианты таких программ. На них можно опираться при создании индивидуальной программы с учетом специальных условий обучения, прописанных в рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии.

Вместе с тем, понятно, что такая работа требует больших трудозатрат от учителя. В этой ситуации учителю могут помочь практические советы коллег, с 2011 года работающих в рамках государственной программы «Доступная среда» по организации условий обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном классе, а также – групп детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с инвалидностью в общеобразовательной районной школе.

В контексте этой программы проводились опросы учителей и родителей на предмет того, на что должен обращать внимание учитель, пишущий АОП, как педагог отбирает и организует предметный материал. Как отмечают педагоги, отбор предметного материала должен быть напрямую связан с тем, насколько этот материал будет соотноситься с теми жизненными умениями и навыками, которые потом пригодятся  ученику в жизни. То есть, в большей степени ориентироваться следует на результаты, связанные с жизненной компетенцией, а не на предметные результаты.

В преподавании определенной темы педагогу следует отобрать тот материал, который практически будет полезен в дальнейшем. Материал должен быть напрямую связан с реальными жизненными ситуациями, с которыми сталкивается ученик. Для этого учителю нужно хорошо знать, как он живёт, что входит в его сферу деятельности и каким предметным миром он владеет.  В сущности, это та же самая процедура подготовки учебной программы с учетом психологической готовности к школе, только с учетом трудностей, которые создают ограниченные возможности здоровья в развитии познавательной и социальной компетенций.

Организация развивающей среды на уроке в классе с детьми с ОВЗ

Развивающая среда на уроке в классе с детьми с ОВЗ должна учитывать сенсорные особенности ученика, и с этой точки зрения,  должна учитывать возможности организации разной коммуникации. С точки зрения учета сенсорных особенностей, может возникнуть необходимость использования разного предметного дидактического материала, разных способов получения обратной связи от обучающегося. Например, на уроках с детьми с расстройствами аутистического спектра и с нарушениями интеллекта, в частности, с не говорящими детьми,  оформляются специальные планшеты, где есть набор карточек, которые обозначают либо какое-то определённое состояние, либо потребность ученика. Используя эти карточки, ребёнок может выстроить достаточно большое предложение, озвучивающее  определённую обратную связь.

На уроке в классе с детьми с ОВЗ важны такие мелочи, как лупа для учеников с нарушениями зрения, специальных контурных карт и атласов, доступных для таких детей. Здесь надо отметить, что такие приспособления и адаптация может быть полезна не только детям с ОВЗ, но и остальному классу, так как достаточно большое количество обучающихся испытывают трудности, связанные со зрительным восприятием, хотя и в меньшем объеме. Усиление возможностей восприятия предметного материала оказывает положительное воздействие на весь класс.

Создания психологического комфорта для детей с ОВЗ в общеобразовательном классе

При организации условий для обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном классе педагогу следует обратить внимание на создание особого психологического микроклимата в коллективе. Психологами доказано, что чем меньше возраст ребёнка в ситуации его включения в коллектив сверстников, тем меньше возникает психологических барьеров общения в последующем. То есть дети принимают, привыкают, лучше адаптируются к своим сверстникам, имеющим те или иные отличительные особенности, в раннем возрасте. В дальнейшем в общении не возникает эмоциональных барьеров, отторжения.

В воспитании равного отношения между детьми большая роль принадлежит учителю. Здесь идеологической основой воспитания является позиция приятия особенностей других людей:  если у сверстника не ходят ноги, если он не видит, если он не слышит, это не значит, что он хуже, чем другой человек, он просто другой. У каждого из нас какая-то своя особенность, нужно просто её понимать и принимать, соответственно и выстраивать отношения. С этой точки зрения, присутствие детей с ОВЗ в общеобразовательном классе представляет собой большой воспитательный ресурс. Позиция опеки и жалости не является продуктивной ни для детей, испытывающих трудности, ни для их сверстников в классе. 



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль