Особенности структуры рабочего времени: норма часов педагогической работы

48

Приложением к приказу Минобрнауки установлена система расчета продолжительности рабочего времени, норма часов педагогической работы и соответствующая ставка заработной платы. Этот документ 2014 года использует принципиально новый подход, позволяющий лучше нормировать педагогическую деятельность.

Продолжительность рабочего времени описывается по общему правилу как 36 часов в неделю. Исходя из Трудового кодекса, в педагогическую нагрузку входят все виды должностных обязанностей, поэтому такая норма часов педагогической работы полностью соответствует как приказу Минобрнауки, так и законодательству в целом. При этом для некоторых сотрудников образовательных организаций устанавливается более короткая продолжительность рабочего времени. Например, для учителей-дефектологов эта норма снижена до 20 часов в неделю за ставку заработной платы, а музыкальным руководителям - до 24 часов. То есть вся педагогическая работа и совокупность всех обязанностей данных сотрудников укладывается в меньшую продолжительность рабочего времени. Другие исключения также четко прописаны в приказе Минобрнауки.
Однако в некоторых случаях используется старая система нормирования. Это касается лишь определенных категорий работников образовательных организаций. При этом норма часов педагогической работы определяется учебно-преподавательской частью конкретного сотрудника. В остальных случаях использование старой системы противоречит Трудовому кодексу и правилам нормативного регулирования в новом законе об образовании.

Норма часов педагогической работы в новой системе регулирования

Учитываться и нормироваться должна вся педагогическая работа сотрудника учебного учреждения. При этом в новой системе вводится довольно четкое распределение нагрузки на аудиторную и неаудиторную. В законе об образовании сказано, что их конкретное соотношение устанавливается руководителями на уровне локальных актов. То есть приказ Минобрнауки не должен был жестко фиксировать норму часов педагогической работы и количество аудиторной нагрузки, выделяемой в общем объеме обязанностей сотрудников учебных заведений. И это не соответствует 47-й статье, потому что за образовательные учреждения фактически определили структуру рабочего времени.

С другой стороны, вполне очевидно, почему поступили именно так. Вся система выстроена на нормировании именно аудиторной нагрузки и резкий переход к установленному законом варианту вероятно приведет к крайне хаотической ситуации. Станет непонятно, как именно нормировать педагогический труд, рассчитывать его и распределять. И пример с введением субсидий 83-го федерального закона это подтверждает, так как в том случае как раз и возникли подобные сложности. Поэтому переход от жесткого регулирования  к полной свободе образовательной организации должен быть более плавным. Иначе руководители просто не будут в полной мере понимать, как воспользоваться предоставленными возможностями и правильно распределить установленную норму часов педагогической работы. Кроме того, учредители пытаются максимально контролировать деятельность образовательных организаций, как это было ранее, и тем самым создают для них сложности в работе по новым правилам, фактически вынуждая оставаться на старой системе.

Четко определено, что аудиторная нагрузка является нормируемой частью, а вся остальная деятельность сотрудника должна учитываться условно. Кроме того, нагрузка может свободно варьироваться, но для отдельных категорий работников установлено четкое соотношение аудиторных и неаудиторных часов, внутри которых всё ещё существует свобода для локального регулирования.

Например, учителям устанавливается норма часов педагогической работы в виде 18 часов в неделю. Другие сотрудники работают по старой системе нормирования, но она выражена более мягко и позволяет постепенно переходить к новому формату регулирования. То есть педагогический труд хоть и нормирован жестко, возможность условно учитывать основную часть нагрузки остается, что и позволяет плавно войти в новую систему.
Принципиально важное нововведение в приказе Минобрнауки – выплата ставки заработной платы в полном размере гарантируется определенному типу учителей при условии догрузки до нормы часов другой педагогической работой. Это больше относится к учителям, у которых ожидается низкая аудиторная нагрузка. В данном случае нет какой-то жесткой нормы часов педагогической работы (например, 18 часов), а устанавливается определенное время, в зависимости от догрузки сотрудника другим видом деятельности. То есть существует вариант снижения количества часов, а в сторону их увеличения возможность была всегда, что непосредственно влияло на повышение ставки. Ранее считалось, что сотрудник, который выполняет большее количество аудиторной работы, должен заодно и нагружаться неаудиторной, но сейчас при увеличении аудиторной деятельности, количество неаудиторной работы должно быть меньше.

Норма часов педагогической работы установлена приказом Минобрнауки. Данный документ определяет принципиально новую систему нормирования деятельности сотрудников образовательных организаций. Согласно ей, существует четкое разделение нагрузки работника на аудиторную и неаудиторную, однако их соотношение устанавливается руководителями учебных заведений на уровне локальных актов. Это дает некую свободу образовательным учреждениям и открывает перед ними новые возможности, которые позволяют улучшить регулирование продолжительности рабочего времени.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль