Методика обучения чтению детей с ОВЗ

540

Состояние здоровья детей с ограниченными возможностями, как правило, не позволяет им в полном объеме осваивать различные образовательные и развивающие программы. Это касается и такого важного навыка, как умение читать. Для таких детей особенно важно привитие любви к литературе. Подчас привычка и любовь к чтению, увлечение художественной и познавательной литературой являются для них главным инструментом получения информации и связи с миром. Методика обучения чтению детей с ОВЗ основана на индивидуальном подходе к каждому ребенку и обязательном учете особенностей его здоровья.

Детьми с ограниченными возможностями называют детей в возрасте от 0 до 18 лет с официально установленной инвалидностью или не имеющих таковой, но обладающих нарушениями в психическом и физическом развитии. Эти нарушения могут быть постоянными или временными. Такие дети нуждаются в специальных условиях получения образования. К ним относятся не только наличие специальных образовательных учреждений, возможность индивидуальных занятий, но и, в первую очередь, наличие специальных образовательных программ и методик обучения детей с ОВЗ.

Основные принципы обучения детей с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями очень разнородны по своему составу. Это касается как вида и тяжести недуга, так и присутствия временных или постоянных отклонений. Специалисты подразделяют все нарушения на несколько категорий.

Характеристика отклонений развития у детей с ОВЗ:

  1. Нарушения слуха. Стойкое двустороннее нарушение слуха (тугоухость, глухота) может быть, как врожденным, так и приобретенным вследствие травмы или тяжелого заболевания. Основной проблемой при нарушении слуха является затрудненность в речевом общении с окружающими людьми, не возможность или ограничение возможности слышать объяснения преподавателей или родителей.
  2. Нарушения зрения. Слепые и слабовидящие дети лишены возможности визуального восприятия мира. Как правило, они хорошо слышат и обладают развитыми тактильными способностями.
  3. Нарушения речи. Следует различать нарушения речи, связанные с психическими отклонениями и потерей коммуникативных навыков и нарушения речи, возникшие вследствие глухоты или физических недостатков. В каждом индивидуальном случае у ребенка либо имеется врожденный речевой слух и предпосылки развития умения говорить, либо по состоянию здоровья такие предпосылки отсутствуют.
  4. Нарушения опорно-двигательного аппарата. Это широкая категория различных заболеваний, травм, врожденных состояний, которые приводят к временной или постоянной потере возможности ребенка двигаться в полном объеме. При этом не имеется психических и умственных расстройств.
  5. Задержка психического развития. Медленный темп развития психических процессов. Выражается в незрелости мышления, не адекватности реакций, неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью.
  6. Умственная отсталость. Стойкие, подчас, необратимые отклонения в интеллектуальном и психическом развитии.
  7. Аутизм. В настоящее время многие специалисты выделяют аутизм, как особый тип нарушений психического развития, при котором отсутствуют основные навыки необходимые для обучения. Что лишает ребенка возможности социализации и развития коммуникативных способностей.

Несмотря на то что, для различных категорий детей с ОВЗ разработаны специальные методики обучения и воспитания, следует придерживаться принципов общих для всех. Это:

  • своевременное выявление нарушений и начало обучения с учетом степени их развития;
  • индивидуальный подход к обучению;
  • социализация, по возможности, обучение среди нормально развивающихся детей;
  • использование специально разработанных методик, средств и приемов обучения.

Методика обучения чтению детей с ОВЗ

Чтение – это один из важных навыков необходимый ребенку для дальнейшего нормального развития и получения знаний. Особенно важно научиться читать для детей с ОВЗ. Своевременное и качественное овладение этим навыком позволяет ребенку адаптироваться в окружающем мире и преодолеть, либо минимизировать, отклонения в развитии.

Вместе с тем, чтение – это один из сложнейших для ребенка навыков. В процессе обучения чтению могут возникнуть проблемы даже у совершенно здоровых детей. Тем более особого внимания требует работа с ребенком, имеющим ОВЗ. При выборе метода обучения детей с ОВЗ чтению, необходимо учитывать следующие факторы:

  1. Вид нарушений. Глухота, слабое зрение, нарушение опорно-двигательной системы или тяжелые хронические заболевания, задержка развития психики, требуют совершенно разных программ обучения.
  2. Время возникновения дефекта. Следует учитывать, что у детей с врожденными отклонениями иначе формируется восприятие окружающего мира.
  3. Степень дефекта. Сильные, средние либо слабовыраженные отклонения, также требуют различных подходов в обучении.
  4. Степень социализации. Условия жизни, родительское воспитание, общение со сверстниками, - немаловажные факторы, влияющие на успешность образовательного процесса.

В настоящее время специалистами разработано множество различных методик обучения чтению детей с различными нарушениями развития. Среди них методы обучения глухих, невидящих детей и так далее. Ниже приведена одна из таких методик. Это метод обучения детей с наиболее сложными отклонениями в развитии, когда они по различным причинам не владеют устной речью.

Глобальное чтение

Автор методики А.А. Магутина педагог-логопед школы №1206 города Москвы. При разработке данной программы обучения, автор использовала научные труды своих коллег. Это книга американского врача – физиотерапевта Гленна Домана «Как научить ребенка читать. Ласковая революция» и методические разработки Л.Г. Нуриевой, помещенные в книге «Развитие речи у аутичных детей».

Суть предложенной методики в том, что обучение производится не по привычному нам пути от звуков и слогов к целым словам, а наоборот от целого слова к звукам и буквам. Обоснованием такого порядка послужило то, что люди мыслят не отдельными буквами и слогами, а целыми словами, за которыми закреплены определенные образы.

В начале обучения для каждого ученика подготавливается «Альбом глобального чтения», который содержит основные картинки-образы необходимые для обучения. Отметим, что ребенок сам принимает участие в формировании альбома. Это вовлекает его в интересную творческую деятельность. На первой странице альбома помещается фотография ребенка. Затем фотографии его близких и тематические картинки. Структура альбома такова: на каждой странице по 2 фотографии или картинки и таблички под ними. Таблички напечатаны черным шрифтом на белой бумаге. Буквы высотой 2 см.

Далее работа с каждым ребенком строится следующим образом:

Преподаватель показывает рисунок или фотографию, подкрепляя ее определенным жестом. Затем просит ученика воспроизвести жест. Затем кладет картинку перед ребенком и показывает табличку со словом. Подносит ее к губам и несколько раз четко произносит обозначенное на ней слово. Педагог проводит по табличке пальцами по ходу чтения звуков. Далее он побуждает обучающегося повторить его действия и так же провести указательным пальцем по табличке. Затем табличка подкладывается под слово. Те же манипуляции повторяются с другим словом.

Следующим шагом становится приклеивание картинок в альбом. Учитель подкладывает под картинки соответствующие слова и предлагает ребенку «прочитать» слово, то есть провести по нему указательным пальцем. Все действия подкрепляются соответствующими жестами. Затем таблички со словами закрываются, и преподаватель просит ученика подложить под картинку соответствующее слово.

Далее ребенок осваивает имена существительные без опоры на изображение, затем глаголы, учится составлять предложения. Обучение проходит по принципу «от простого к сложному». Следует отметить, что это достаточно новая методика требует кропотливого и тщательного подхода. Однако имеет стойкие положительные результаты. Подробнее о методике «глобального чтения» вы можете узнать, ознакомившись с изданием «Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII международной научной конференции (г. Краснодар, февраль 2016 г.).

Методика обучения литературе детей с ОВЗ

Задача полноценного образования не только получение необходимых навыков, умений и знаний, но и всесторонне развитие личности ребенка. Важную роль в этом процессе играет литература. Именно литература формирует эмоциональную сферу и дает необходимые в жизни знания. Это является особенно важным для детей с ОВЗ. Главные принципы обучения таких детей литературе это:

  1. Понимание того, что такие дети не являются ущербными и способны освоить основные литературные термины и понятия. Они с удовольствием учат стихи, пересказывают, анализируют.
  2. Индивидуальный подход к каждому ученику с учетом его развития и возможностей.

В настоящее время педагогами разработано множество методик обучения литературе детей с ограниченными возможностями здоровья. Все они предполагают наличие следующих подходов:

  • Формирование индивидуальной программы занятий;
  • Использование книг, методических пособий, обучающего материала специально разработанных для детей с конкретными нарушениями, например, книги для слабовидящих;
  • Широкое использование технических средств: компьютерных технологий, аудио и визуальных средств;
  • Подача материала в игровой форме;
  • Гибкий график занятий с учетом состояния здоровья ученика.

На занятиях по литературе хорошие результаты дают следующие методы обучения чтению в школе детей с ОВЗ:

  • Поэтапное разъяснение заданий и их последовательное выполнение;
  • Чередование занятий и пауз для отдыха;
  • Чередование устных занятий и работы на компьютере;
  • Применение индивидуальных критериев для оценки проделанной учащимся работы.

В заключение отметим, что важным моментом в занятиях литературой является выявление и развитие одаренных детей. Психологическая и педагогическая поддержка учеников, имеющих творческие задатки и высокий уровень мотивации к обучению, приносит стойкие положительные результаты. Успехи в учебе и творчестве помогают ребенку повышать самооценку и адаптироваться в социальной среде.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль