Методика обучения чтению детей с ОВЗ

366

Состояние здоровья детей с ограниченными возможностями, как правило, не позволяет им в полном объеме осваивать различные образовательные и развивающие программы. Это касается и такого важного навыка, как умение читать. Для таких детей особенно важно привитие любви к литературе. Подчас привычка и любовь к чтению, увлечение художественной и познавательной литературой являются для них главным инструментом получения информации и связи с миром. Методика обучения чтению детей с ОВЗ основана на индивидуальном подходе к каждому ребенку и обязательном учете особенностей его здоровья.

Детьми с ограниченными возможностями называют детей в возрасте от 0 до 18 лет с официально установленной инвалидностью или не имеющих таковой, но обладающих нарушениями в психическом и физическом развитии. Эти нарушения могут быть постоянными или временными. Такие дети нуждаются в специальных условиях получения образования. К ним относятся не только наличие специальных образовательных учреждений, возможность индивидуальных занятий, но и, в первую очередь, наличие специальных образовательных программ и методик обучения детей с ОВЗ.

Основные принципы обучения детей с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями очень разнородны по своему составу. Это касается как вида и тяжести недуга, так и присутствия временных или постоянных отклонений. Специалисты подразделяют все нарушения на несколько категорий.

Характеристика отклонений развития у детей с ОВЗ:

  1. Нарушения слуха. Стойкое двустороннее нарушение слуха (тугоухость, глухота) может быть, как врожденным, так и приобретенным вследствие травмы или тяжелого заболевания. Основной проблемой при нарушении слуха является затрудненность в речевом общении с окружающими людьми, не возможность или ограничение возможности слышать объяснения преподавателей или родителей.
  2. Нарушения зрения. Слепые и слабовидящие дети лишены возможности визуального восприятия мира. Как правило, они хорошо слышат и обладают развитыми тактильными способностями.
  3. Нарушения речи. Следует различать нарушения речи, связанные с психическими отклонениями и потерей коммуникативных навыков и нарушения речи, возникшие вследствие глухоты или физических недостатков. В каждом индивидуальном случае у ребенка либо имеется врожденный речевой слух и предпосылки развития умения говорить, либо по состоянию здоровья такие предпосылки отсутствуют.
  4. Нарушения опорно-двигательного аппарата. Это широкая категория различных заболеваний, травм, врожденных состояний, которые приводят к временной или постоянной потере возможности ребенка двигаться в полном объеме. При этом не имеется психических и умственных расстройств.
  5. Задержка психического развития. Медленный темп развития психических процессов. Выражается в незрелости мышления, не адекватности реакций, неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью.
  6. Умственная отсталость. Стойкие, подчас, необратимые отклонения в интеллектуальном и психическом развитии.
  7. Аутизм. В настоящее время многие специалисты выделяют аутизм, как особый тип нарушений психического развития, при котором отсутствуют основные навыки необходимые для обучения. Что лишает ребенка возможности социализации и развития коммуникативных способностей.

Несмотря на то что, для различных категорий детей с ОВЗ разработаны специальные методики обучения и воспитания, следует придерживаться принципов общих для всех. Это:

  • своевременное выявление нарушений и начало обучения с учетом степени их развития;
  • индивидуальный подход к обучению;
  • социализация, по возможности, обучение среди нормально развивающихся детей;
  • использование специально разработанных методик, средств и приемов обучения.

Методика обучения чтению детей с ОВЗ

Чтение – это один из важных навыков необходимый ребенку для дальнейшего нормального развития и получения знаний. Особенно важно научиться читать для детей с ОВЗ. Своевременное и качественное овладение этим навыком позволяет ребенку адаптироваться в окружающем мире и преодолеть, либо минимизировать, отклонения в развитии.

Вместе с тем, чтение – это один из сложнейших для ребенка навыков. В процессе обучения чтению могут возникнуть проблемы даже у совершенно здоровых детей. Тем более особого внимания требует работа с ребенком, имеющим ОВЗ. При выборе метода обучения детей с ОВЗ чтению, необходимо учитывать следующие факторы:

  1. Вид нарушений. Глухота, слабое зрение, нарушение опорно-двигательной системы или тяжелые хронические заболевания, задержка развития психики, требуют совершенно разных программ обучения.
  2. Время возникновения дефекта. Следует учитывать, что у детей с врожденными отклонениями иначе формируется восприятие окружающего мира.
  3. Степень дефекта. Сильные, средние либо слабовыраженные отклонения, также требуют различных подходов в обучении.
  4. Степень социализации. Условия жизни, родительское воспитание, общение со сверстниками, - немаловажные факторы, влияющие на успешность образовательного процесса.

В настоящее время специалистами разработано множество различных методик обучения чтению детей с различными нарушениями развития. Среди них методы обучения глухих, невидящих детей и так далее. Ниже приведена одна из таких методик. Это метод обучения детей с наиболее сложными отклонениями в развитии, когда они по различным причинам не владеют устной речью.

Глобальное чтение

Автор методики А.А. Магутина педагог-логопед школы №1206 города Москвы. При разработке данной программы обучения, автор использовала научные труды своих коллег. Это книга американского врача – физиотерапевта Гленна Домана «Как научить ребенка читать. Ласковая революция» и методические разработки Л.Г. Нуриевой, помещенные в книге «Развитие речи у аутичных детей».

Суть предложенной методики в том, что обучение производится не по привычному нам пути от звуков и слогов к целым словам, а наоборот от целого слова к звукам и буквам. Обоснованием такого порядка послужило то, что люди мыслят не отдельными буквами и слогами, а целыми словами, за которыми закреплены определенные образы.

В начале обучения для каждого ученика подготавливается «Альбом глобального чтения», который содержит основные картинки-образы необходимые для обучения. Отметим, что ребенок сам принимает участие в формировании альбома. Это вовлекает его в интересную творческую деятельность. На первой странице альбома помещается фотография ребенка. Затем фотографии его близких и тематические картинки. Структура альбома такова: на каждой странице по 2 фотографии или картинки и таблички под ними. Таблички напечатаны черным шрифтом на белой бумаге. Буквы высотой 2 см.

Далее работа с каждым ребенком строится следующим образом:

Преподаватель показывает рисунок или фотографию, подкрепляя ее определенным жестом. Затем просит ученика воспроизвести жест. Затем кладет картинку перед ребенком и показывает табличку со словом. Подносит ее к губам и несколько раз четко произносит обозначенное на ней слово. Педагог проводит по табличке пальцами по ходу чтения звуков. Далее он побуждает обучающегося повторить его действия и так же провести указательным пальцем по табличке. Затем табличка подкладывается под слово. Те же манипуляции повторяются с другим словом.

Следующим шагом становится приклеивание картинок в альбом. Учитель подкладывает под картинки соответствующие слова и предлагает ребенку «прочитать» слово, то есть провести по нему указательным пальцем. Все действия подкрепляются соответствующими жестами. Затем таблички со словами закрываются, и преподаватель просит ученика подложить под картинку соответствующее слово.

Далее ребенок осваивает имена существительные без опоры на изображение, затем глаголы, учится составлять предложения. Обучение проходит по принципу «от простого к сложному». Следует отметить, что это достаточно новая методика требует кропотливого и тщательного подхода. Однако имеет стойкие положительные результаты. Подробнее о методике «глобального чтения» вы можете узнать, ознакомившись с изданием «Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII международной научной конференции (г. Краснодар, февраль 2016 г.).

Методика обучения литературе детей с ОВЗ

Задача полноценного образования не только получение необходимых навыков, умений и знаний, но и всесторонне развитие личности ребенка. Важную роль в этом процессе играет литература. Именно литература формирует эмоциональную сферу и дает необходимые в жизни знания. Это является особенно важным для детей с ОВЗ. Главные принципы обучения таких детей литературе это:

  1. Понимание того, что такие дети не являются ущербными и способны освоить основные литературные термины и понятия. Они с удовольствием учат стихи, пересказывают, анализируют.
  2. Индивидуальный подход к каждому ученику с учетом его развития и возможностей.

В настоящее время педагогами разработано множество методик обучения литературе детей с ограниченными возможностями здоровья. Все они предполагают наличие следующих подходов:

  • Формирование индивидуальной программы занятий;
  • Использование книг, методических пособий, обучающего материала специально разработанных для детей с конкретными нарушениями, например, книги для слабовидящих;
  • Широкое использование технических средств: компьютерных технологий, аудио и визуальных средств;
  • Подача материала в игровой форме;
  • Гибкий график занятий с учетом состояния здоровья ученика.

На занятиях по литературе хорошие результаты дают следующие методы обучения детей с ОВЗ в школе:

  • Поэтапное разъяснение заданий и их последовательное выполнение;
  • Чередование занятий и пауз для отдыха;
  • Чередование устных занятий и работы на компьютере;
  • Применение индивидуальных критериев для оценки проделанной учащимся работы.

В заключение отметим, что важным моментом в занятиях литературой является выявление и развитие одаренных детей. Психологическая и педагогическая поддержка учеников, имеющих творческие задатки и высокий уровень мотивации к обучению, приносит стойкие положительные результаты. Успехи в учебе и творчестве помогают ребенку повышать самооценку и адаптироваться в социальной среде.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Хотели бы вы прочитать статью на тему "Как выполнить требования к соотношению заработной платы директора, заместителей, главного бухгалтера и работников школы"?

  • да 77.78%
  • нет 22.22%
результаты

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль