Задачи деятельности педагога при переходе от НСОТ к эффективному контракту

19

Какие показатели эффективности решают задачи деятельности педагога

Как известно, при введении НСОТ отсутствовали показатели эффективности образовательной деятельности организаций. Теперь такие показатели должны быть установлены. Они должны стать частью трудового договора с руководителем образовательной организации.

В части введения показателей эффективности деятельности сотрудников в рамках НСОТ были установлены показатели стимулирования, позволяющие, даже осознав цель работы педагога, приложить недостаточно усилий для ее достижения. Показатели стимулирования были определены на уровне конкретных образовательных организаций и при этом много раз могли пересматриваться. Их переоценка продолжается, исходя из опыта работы образовательной организации, специфики той образовательной программы, которая там реализуется, специфики педагогического коллектива, а также особенностей непосредственно договора внутри него о том, какие критерии необходимо установить в качестве показателей стимулирования.

В рамках перехода на эффективный контракт эта работа должна быть акцентирована на отказе от неэффективных показателей — прежде всего тех, которые не направлены на повышение качества работы самих педагогических работников, а также на повышение качества результатов их труда. Кроме того, если раньше они были просто в положении об оплате труда образовательного учреждения либо в положении о стимулирующих надбавках в образовательном учреждении, то теперь они должны быть внесены в трудовые договора с педагогическими работниками в качестве приложения либо, стали делать в некоторых образовательных учреждениях, в качестве нормы, отсылающей к положению о стимулировании. С чем это связано? С тем, что эти показатели стимулирования меняются иногда даже в течение учебного года. И в случае, если они внесены в трудовые договора, начинается переписывание, перезаключение трудовых договоров на новых условиях с изменением этих показателей.

Третья составляющая - детализация должностных обязанностей, необходимая для эффективного решения задач деятельности педагога, - должна была измениться при переходе от изначально введённых моделей НСОТ на эффективный контракт. Изначально такая детализация отсутствовала. Теперь, в соответствии с требованиями, регулирующими трудовые отношения, такая детализация должна быть осуществлена, и это должно быть внесено в трудовой договор с работником. Он должен чётко понимать, какие трудовые функции он выполняет за то время, которое он находится на рабочем месте и за то время, которое он находится вне рабочего места.

В-четвертых, должен быть обеспечен выбор в образовательной организации системы оплаты труда. Сегодня эта норма не действует. Система оплаты труда как таковая и модель оплаты труда принимается на региональном уровне и дальше транслируется на образовательные учреждения. Правда, в некоторых регионах и даже в некоторых муниципалитетах существуют параллельно разные системы оплаты труда. В основном это связано с ситуациями, когда муниципалитет включает в себя, например, городские и сельские поселения, и, соответственно, разные по размеру образовательные учреждения. Например, это относится к большим учреждениям, где число учащихся – больше 800 или даже тысячи человек, и маленьким сельским учреждениям, где учащихся меньше — например, 100 человек. Тогда могут параллельно существовать разные системы оплаты труда. Но сейчас есть тенденция на выравнивание и в этой части, то есть на принятие единых систем оплаты труда, в том числе не учитывающих специфику разных образовательных учреждений в пределах одного субъекта Российской Федерации.

Пятое, что должно было бы измениться, - появление чётко прописанной роли профессионального сообщества в оценке качества - то, что формирует цель работы педагога. При введении новой системы оплаты труда появились комиссии по стимулированию или комиссии, которые действовали в период аттестации. Особенно это связано с нынешними нововведениями и изменениями всех документов, связанных с проведением аттестаций педагогических работников. В таких случаях аттестация на соответствие перенесена в само образовательное учреждение, и там формируется комиссия. На таком уровне профессиональное сообщество сегодня участвует в оценке качества работы педагогов.

И, наконец, ещё одна очень важная деталь касается индивидуализации обязанностей и показателей эффективности. Она отсутствовала как система при введении НСОТ и принималась для всего образовательного учреждения, действуя для всех педагогических работников организации. Сегодня при введении эффективного контракта она встречается очень редко. Хотя именно эффективный контракт дал стимул к индивидуализации этих показателей эффективности, т.к. возникли правомерные замечания педагогических работников о том, что условия труда, должностные обязанности, трудовые функции у разных специалистов могут иметь разную специфику, а соответственно, и показатели эффективности могут быть разными.

По этой причине сейчас образовательные организации начинают переход от централизованных показателей эффективности к дифференцированным, когда прописываются не просто сами показатели, но и то, для каких групп педагогических работников в образовательных учреждениях они применяется. Дальше они вносятся в конкретные трудовые договоры в качестве приложения либо в качестве отсылочной нормы к положению, в котором уже это прописано дифференцированно.

Какие модели, реализуемые при введении эффективного контракта, помогают определить цель работы педагога

Есть разные варианты взаимодействия эффективного контракта и системы оплаты труда в рамках эффективного контракта. Во-первых, есть подход, когда система оплаты труда является компенсационной. В этом случае стимулирующая часть оплаты труда формируется с учётом качества результативности работы сотрудника. При такой модели перечень доплат и надбавок стимулирующего характера включает показатели качества выполняемой работы:

  • успеваемость учащихся,
  • качество учебного процесса,
  • результаты олимпиад и конкурсов.

То есть фактически она представляет собой что? Достиг педагог определённых показателей успеваемости или качества образовательного процесса, которые были замерены, или его ученики выиграли определённые олимпиады – и это компенсируется из фонда оплаты труда в его стимулирующей части.

Второй вариант, вторая модель, которая реализуется при введении эффективного контракта и направленная на задачи деятельности педагога, – это мотивирующая, в которой стимулирующая часть оплаты труда формируется с учётом показателей деятельности, которая признаётся значимой руководством и преподавателем и позволяет достичь заявленных целей. Сюда относятся:

  • разработки методических материалов,
  • участие в конкурсах,
  • работа с отстающими или талантливыми детьми.

То есть, например, если руководитель считает, что в рамках развития образовательного учреждения необходимо введение определённых новых показателей эффективности (например, больше участвовать в конкурсах, больше работать с талантливыми детьми), то вводятся эти показатели, которые стимулируют самих педагогов именно к таким видам деятельности.

И, наконец, третий вариант, третья модель – это гарантирующая модель, когда есть высокий базовый оклад для ведущих работников, преподавателей, на протяжении длительного времени демонстрирующих высокие показатели результативности. При этом базовый оклад данных сотрудников формируется на основании договора между руководителем и сотрудником. То есть это означает, что, чем более опытный педагог, чем больше времени он проработал, чем выше квалификация и квалификационная категория, тем более высокий дифференцированный базовый оклад устанавливается для работников в образовательном учреждении. По существу, это снимает проблему, которая очень часто возникала при введении новой системы оплаты труда, когда опытные работники, имеющие высокую квалификацию, жаловались на то, что это в недостаточной мере учитывается, а в большей степени учитывается, насколько педагог быстро бегает с детьми по экскурсиям, насколько часто он ходит в музеи. Но при этом само качество образовательного процесса, непосредственно само качество результатов на выпуске не очень поддерживается из стимулирующих надбавок.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль