Взаимодействие педагогического коллектива и руководства при эффективном контракте

40

Почему важно взаимодействие педагогического коллектива и руководства

Поддержка педагогическим коллективом тех изменений, которые происходят по результатам введения эффективного контракта — достаточно важный момент. Ситуация зависит как от типа управления в регионе или муниципалитете, так и от конкретного образовательного учреждения. Как показывает практика, там, где существует совместный уровень принятия управленческих решений, где директор не довлеет над педагогическим коллективом, например, при принятии решений о показателях эффективности — там в большей степени педагоги поддерживают введение показателей эффективности и сам переход на эффективный контракт с педагогическими работниками.

Значение имеет не только разумное управление педагогическим коллективом. Кроме всего прочего, очень важно формирование сетевых форматов взаимодействия образовательных организаций самих педагогов. Потому что, по существу, это только укрепляет профессиональное сообщество, и сами педагоги понимают, какие вообще могут быть показатели эффективности, не замыкаясь только на рекомендованных региональными или муниципальными органами управления.

Руководители органов управления образования при введении эффективного контракта стремятся получить максимальную выгоду от его внедрения. Это связано прежде всего с упорядочиванием взаимоотношений между руководителями образовательных организаций и их работниками. Это действительно возможно использовать как выгоду. Пример — включение в критерии эффективности работы тех показателей, которые направлены на развитие самих образовательных организаций. Или при принятии, например, программ развития образовательных организаций можно осуществить перенос тех целевых установок, которые есть в этих самих программах образовательных организаций, в показатели эффективности их деятельности.

Очень важно постоянное проведение рефлексии над результатами внедрения эффективного контракта и сопровождение (в том числе юридическое) его внедрения. Как может проходить рефлексия? Через формирование единых форматов публичной отчётности образовательных организаций, в том числе через введение в эти форматы отчёта по показателям эффективности деятельности как образовательных организаций, так и педагогических работников. Важно помнить о проведении обязательного педагогического мониторинга, в том числе внутреннего педагогического мониторинга образовательных организаций, тех инноваций, которые связаны с введением эффективного контракта. Если взаимодействие педагогического коллектива и руководства является продуктивным, внутренний мониторинг введения эффективного контракта в образовательной организации является одним из наиболее важных условий повышения эффективности его интеграции.

Каким должно быть управление педагогическим коллективом при переходе на ЭК

Ещё один важный результат введения эффективного контракта – это понимание последовательности действий каждым педагогическим работником и руководящим работником. В чём заключается эта последовательность действий? Первое. Это информирование работников о переходе на эффективный контракт. Очень важно, чтобы не возникало случаев, когда работники говорят: "Нам кто-то что-то об этом сказал, но мы даже не помним, когда". Или: "Нас вызвали, попросили переподписать трудовые договора и сказали, что мы переходим на эффективный контракт, не разъяснив, в чём смысл этого перехода".

Второе. Необходимо взаимодействие педагогического коллектива и руководства в разработке критериев оценки деятельности работников. В учреждениях это чаще всего проходит в формате обсуждений либо тех стимулирующих надбавок, которые раньше уже были введены, либо новых критериев, связанных с показателями эффективности деятельности работников в сопряжении с деятельностью образовательных организаций.

Третье – это внесение изменений в локальные акты организации. Прежде всего это локальные акты, связанные с установлением и норм оплаты труда, и самого положения об оплате труда. Сами положения об оплате труда должны уже включать ту часть, которая касается эффективного контракта. Эта часть должна содержать формулировки, которые не противоречат рекомендованным формулировкам с федерального, регионального уровня, и указывать на понимание, что такое эффективный контракт, а также содержать расшифровку, что включает эффективный контракт в этой конкретной образовательной организации, какие показатели туда входят, и как это увязано с нормами труда педагогических работников.

Четвертое — это  перезаключение трудовых договоров с педагогическими работниками или заключение дополнительных соглашений. И то, и другое возможно. Но невозможно при перезаключении трудовых договоров уволить работника, существенно изменить условия его труда, при заключении эффективного контракта невозможно одновременно произвести, например, полное изменение штатного расписания, и тому подобное. Управление педагогическим коллективом в этот период должно быть построено таким образом, чтобы у работников организации не сложилось ощущение, что заключение эффективного контракта чётко соотносится со стремлением руководства, например, оптимизировать штатную численность, состав педагогических работников и так далее. Ведь эффективный контракт направлен на другое — на необходимость конкретизации деятельности и видов деятельности педагогических работников и самое главное — на  конкретизацию качественной оценки и количественной оценки результатов их работы.

И, наконец, последняя часть в последовательности действий по введению эффективного контракта – обеспечение работы по оценке достижения показателей. В образовательных организациях такая работа уже проводилась. При введении новой системы оплаты труда соответствующие комиссии были созданы, и регламенты таких комиссий действуют. Теперь очень важно, чтобы эти комиссии учитывали то, что вводится самим эффективным контрактом. Что при этом важно? Чтобы действовало распределённое управление при обеспечении работы по оценке достижения показателей. Чтобы у педагогов не возникало ощущения, что их оценивают необъективно, что их оценивает администрация, исходя не из тех показателей, которые прописаны, а исходя из каких-то личных взаимоотношений.

Очень важно грамотно сформировать сами комиссии. В ряде регионов администраторы образовательных учреждений не участвуют в работе этих комиссий, доверяя самим педагогическим работникам распределение надбавок по результатам деятельности педагогических работников за определённый период. В этом есть свои плюсы хотя бы потому, что при введении эффективного контракта это снижает уровень рисков, конфликтности и формализации деятельности.

Почему управление педагогическим коллективом нуждается в помощи государственных общественных органов

Очень важно поощрять и транслировать наиболее успешные практики внедрения эффективного контракта на муниципальном уровне. Сегодня в ряде регионов есть ощущение, что даже руководители образовательных организаций в пределах одного муниципалитета не знают, что происходит с введением эффективного контракта, например, в других образовательных организациях этого же муниципалитета. А особенно это важно, если практики достаточно удачные, и это ведёт к развитию образовательной организации, давая хорошие результаты. Необходимо, чтобы практика внедрения эффективного контракта и установления показателей становилась общей практикой всего муниципалитета, всего региона и даже выходила за пределы этих регионов.

Для этого требуется не только успешное взаимодействие педагогического коллектива с руководством учреждений, но и участие в процессе введения эффективного контракта органов государственного общественного управления. На сегодняшний день введение таких органов является во многом формальным. Органы государственного общественного управления часто просто не участвуют в комиссиях. Бывает и такое, что их вообще нет. Очень часто представители профсоюзной организации учителей, которая есть в образовательном учреждении, участвуют в этой комиссии, и считается, что это участие представителей органов государственного общественного управления.

Но орган государственного общественного управления – это не только представители профсоюзов учителей. Это могут быть и представители родителей, и попечителей, и других организаций. И здесь важен как раз сторонний взгляд по отношению к внутренней работе образовательной организации при установлении форматов эффективности. Но ещё важнее на муниципальном уровне готовить таких представителей для включения их в комиссии, в общественные советы организаций, которые могли бы рекомендовать те или иные критерии и показатели эффективности.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль