Что влияет на стимулирование педагогов в образовательных учреждениях

31

Как происходит распределение средств на стимулирование педагогов

Наиболее больной вопрос, который, к сожалению, не решается эффективным контрактом — это достаточность или недостаточность средств на систему стимулирования работников образовательных организаций. Рекомендуемое соотношение базовой стимулирующей частей в фонде оплаты труда (в фонде оплаты труда – не каждому работнику, а в фонде оплаты труда образовательной организации) – 70 к 30. Каждое учреждение индивидуально, уникально, и поэтому здесь могут быть установлены разные форматы. Где-то 60 к 40, где-то даже 50 к 50. Есть случаи, когда в стимулирующую часть выносится большая очень часть фонда оплаты труда. А где-то, наоборот, фонд оплаты труда практически на 90 процентов состоит из базовой части. Это связано с мероприятиями в ряде регионов по повышению базовых окладов, которые были недавно проведены.

Необходимо учитывать, что снижение стимулирующей части в таком вопросе, как оплата труда педагогов, уменьшает действенность эффективного контракта. Потому что показатели эффективности, которые вводятся, касаются всех сфер деятельности педагогических работников. Если при этом стимулирующий фонд очень незначительный и вознаграждение очень невелико, ценность такого вознаграждения и стимулирования теряется.

Что можно сделать в этой ситуации на уровне образовательного учреждения? Прежде всего, если снижается размер стимулирующего фонда, нужно подумать об оптимизации критериев, по которым оценивается эффективность труда педагогических работников. Бессмысленно сохранять много критериев в этой ситуации — например, расписывать 20 критериев. В некоторых учреждениях бывает и 20 критериев, и 25 критериев. В условиях, когда стимулирующий фонд небольшой, это бессмысленная работа. Здесь необходимо уменьшение таких критериев до оптимальных, чтобы хотя бы обеспечивать гарантированное стимулирование педагогических работников в этой части.

Кроме всего прочего, важно использовать дифференцированный подход к отбору показателей эффективности и модели внедрения эффективного контракта. В рамках решения вопроса стимулирование педагогов, это важно учесть прежде всего муниципальным работникам и региональным работникам и постараться не устанавливать единой модели перехода на эффективный контракт для крупных образовательных организаций, для средних и мелких образовательных организаций, где разная численность учеников и педагогических работников, где разная специфика и условия труда. С другой стороны, руководителям таких организаций настоятельно рекомендуется использовать те полномочия, которые предоставляет закон об образовании в том числе в части установления систем оплаты труда в образовательных организациях. Образовательная организация вправе устанавливать свои показатели, и своё соотношение в фонде оплаты труда. И этим правом просто нужно уметь воспользоваться.

Как оплата труда педагогов способствует интересу к эффективному контракту

Снижение доли стимулирующих выплат является сдерживающим фактором при введении эффективного контракта. Поэтому очень важно проводить мониторинг тех практик, которые даже в условиях снижения стимулирующих выплат отмечают удачный опыт образовательных учреждений, вводящих эффективный контракт в достаточно непростых условиях.

Важно помнить, что в целом интерес к введению эффективного контракта есть. В тех регионах, где была удачно введена новая система оплаты труда, педагогические работники в большинстве не хотят отказываться от дифференциации оплаты труда, исходя из тех результатов, которых они достигают. Необходимо при введении эффективного контракта не допустить снижения интереса за счёт усреднения этих самых показателей или перекидывания в стимулирующую часть тех показателей, которые, по сути, к стимулирующим показателям не относятся. Например, таких гарантированных показателей, как оплата проверки тетрадей, методическая работа, работа по проверке домашних заданий и так далее. Это не может являться стимулирующей выплатой и не должно быть туда отнесено. Нельзя строить на этом стимулирование педагогов и за счёт этого "размывать" стимулирующий фонд по всем педагогическим работникам образовательного учреждения.

Следует признать, что создание инфраструктуры для поддержки введения эффективного контракта сегодня пока ещё находится на очень слабом уровне. Необходимо привлечение и на уровне муниципалитетов, и на уровне образовательных организаций помощи экспертов, общественных организаций. Требуется получение научно-методической поддержки — в том числе имеющихся в распоряжении региона разработок институтов управления, институтов развития образования. Сюда относится и повышение квалификации работников, в том числе и по вопросам, связанным с эффективностью их деятельности.

Важно, чтобы руководители системы образования понимали, какой шаг они совершат дальше. На сегодняшний день все шаги по введению эффективного контракта, в том числе и оплата труда педагогов, фиксируются не федеральных, а именно в региональных "дорожных картах". В ряде регионов есть разработанные и утверждённые муниципальные "дорожные карты", в которых тоже прописаны шаги по введению эффективного контракта. Это значит, что необходимо сопряжение муниципальных шагов, шагов в образовательных организациях, а также региональных и федеральных действий в рамках процесса введения эффективного контракта, которое должно произойти до 2018 года.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль