Нормативная база учебного плана основного общего образования

48

Понятие «учебного плана» закрепляет закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от29 декабря 2013 года. Под учебным планом понимается документ, определяющий перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, дисциплин (модулей), курсов, практики, иных видов учебной деятельности, и, в случае, если настоящий федеральный закон не предписывает другое, также формы промежуточной аттестации обучающихся. Его разработка выполняется на основе ряда нормативно-правовых актов федерального значения.

Нормативно-правовые основы для разработки учебного плана основного общего образования

Прежде всего, в основу учебного плана закладывается типовое положение 2001 года об образовательном учреждении № 196 с существующими изменениями.  В 2006 году в 41 пункт этого документа были внесения изменения, согласно которым образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает учебный план основного общего образования в соответствии с примерным учебным планом основного общего образования. Образовательный процесс в организации осуществляется согласно этому учебному плану и регламентируется расписанием занятий.

Самостоятельность образовательных организаций в разработке и утверждении образовательных программ также закреплена в части 5 статьи 12 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273.  Более того, часть 10 статьи 13 этого же закона говорит о том, что федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, со стороны государства, управляющие сферой образования, не имеют права изменять учебный план и календарный учебный график таких организаций.

Требования к учебному плану основного общего образования прописаны в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утвержденного в 2009 году с последующими изменениями. Он также относится к числу нормативно-правовых документов, необходимых для разработки учебного плана.

Образовательные организации могут также воспользоваться письмом Министерства Образования и Науки Российской Федерации о введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования № 03-255 от 19 апреля 2011 года. Оно комментирует процесс формирования учебного плана начального общего образования, однако эти комментарии могут быть релевантны по отношению к учебному плану основного общего образования. Этот документ не входит в обязательный перечень нормативно-правовых актов, однако рекомендуется к использованию.

Письмо предлагает рассматривать учебный план образовательного учреждения как раздел основной программы школы. Он разрабатывается на основе базисного учебного плана, входящего в структуру примерной основной образовательной программы. То есть если образовательное учреждение разрабатывает образовательную программу на основе примерной образовательной программы под редакцией Е.С. Савинова, то этот учебный план, как и сама образовательная программа, утверждается образовательным учреждением самостоятельно без согласования со стороны органов управления образования.

Стоит особо отметить, что в основе учебного плана основного общего образования лежит не базисный учебный план, используемый в рамках федерального компонента государственного образовательного стандарта (БУП) 2004 года. Для его разработки используется примерный учебный план основного общего образования, входящий в состав примерной основной образовательной программы основного общего образования. Это существенное различие, которое стоит принять во внимание.

Таким образом, учебный план основного общего образования является главным документом, который определяет общую направленность деятельности образовательной организации. Его разработка ведется на основе ряда нормативно-правовых документов. Требования к нему прописываются в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.

Детализация примерного учебного плана основного общего образования представляется в примерных основных образовательных программах соответствующей ступени образования. Этот план не приравнивается по статусу к базисному учебному плану 2004 года, а является основой для конструирования учебного плана образовательного учреждения. В связи с этим на уровне субъекта РФ не может существовать регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений, регламентирующего разработку плана в рамках реализации стандарта соответствующей ступени общего образования.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль