Коррекционно-развивающая работа в школе: герои сказок на уроках младших классов

14

Сказочные персонажи, как часть коррекционно-развивающей работы в школе

Основа адекватного ролевого развития учащегося - проигрывание мифологического содержания некоторых персонажей. В идеале в качестве таких персонажей можно выбрать героев русских сказок на любой вкус, поскольку:

  • в сказке проработаны ситуации, пусть и в символической форме, которые дети переживают в жизни, а понимание их смысла на дает возможность спроецировать его на свои чувства, как на сознательном, так и на бес­сознательном уровнях;
  • дети зачастую обладают мифологическим мышлением, что позволяет им легко идентифицировать себя со сказочными героями;
  • посредством сказок дети получают возможность узнать больше о культурных ценностях прошлых поколений.

В первую очередь необходимо обратиться к таким фигурам, как Змей Горыныч, Баба-яга, Волк и Медведь, поскольку именно они из-за своей глубинной архетипической сущности символизи­руют многие детские страхи. Поэтому проигрывание данных обра­зов может, кроме ролевого развития детей, способствовать и не­которому снижению страхов.

На основании коррекционно-развивающей работы в школе мы предлагаем обратить внимание на следующую структуру занятий-образов:

  1. Актуализация темного начала в персонаже (вступительная беседа о персонаже (что он делает, когда злой), разминка, конкурс на изображение самого страшного персонажа, игровое взаимодействие).
  2. Актуализация светлого начала в персонаже (беседа о персонаже (что он делает, когда добрый), рисование персонажа добрым, «Праздник» - организация подвижной игры либо проведение телесно­-ориентированного упражнения, вызывающего у детей радость).

Хочется обратить особое внимание на необходимость включе­ния в разминку работы с руками, как часть коррекционно-развивающей работы в школе. Дело в том, что рука имеет отдельное значение в развитии личности учащегося. Посредством касания рук матери ребенок ощущает себя в безопасности. Но эти же руки часто выступают для ребенка и источником страха. Анализ дет­ского фольклора демонстрирует, что во многих русских сказках источником опасности выступает именно рука (черная рука, рука-невидимка, черная перчатка и др.).

Приведем примерные сценарии занятий-образов, включающие краткие характеристики мифологического содержания персона­жей.

Упражнение «Змей Горыныч», как часть коррекционно-развивающей работы в школе

В беседе при актуализации темного начала в персонаже следу­ет отметить, что, когда Змей Горыныч злой, он:

  • «палит» огнем - выдыхает из пасти дым и испепеляет пламенем;
  • испепеляет взором - человек, которого коснется взор змея, падает замертво;
  • разрушает и опустошает все вокруг;
  • похищает красавиц.

После разминки и конкурса на самого страшного Змея Горыныча можно использовать известную игру «Дракон кусает свой хвост».


Двойственность восприятия образа Змея особенно ярко отражает следующее предание: «У царя Змея два золотых рога, овладевши которыми должно закопать их под двумя еще не распустившимися дубами. Один дуб засохнет, а другой – покроется зеленью. Рог, зарытый под первым деревом, несчастливый, мертвящий, а зарытый под другим – счастливый, оживляющий.


Инструк­ция: дети должны встать друг за другом, образуя це­почку, сзади стоящий кладет руки на плечи впередистоящего. Первый ребенок в цепочке ста­новится «головой дракона», а последний, соответственно, будет играть роль его хвоста. У «го­ловы» есть задача - «укусить» хвост (схватить в конце стоящего учащегося таким об­разом, чтобы вся цепочка не была разрушена).

В беседе при актуализации светлого начала в персонаже нужно отметить, что делает Змей Горыныч, когда бывает добрым:

  • исцеляет людей – знает все целебные травы, а также владеет живой водой;
  • учит людей - много знает;
  • помогает людям – является обладателем богатырской силы и несметных богат­ств.

«Перепекание» - любопытный обряд, совершаемый над захворавшим ребенком. Мать больного ребенка сажала его на лопату, обмывала водой и трижды носила к печи, как бы собираясь посадить его туда вместе с хлебами. Считалось, что этот ритуал способствовал выздоровлению


Упражнение «Баба-яга», как часть коррекционно-развивающей работы в школе

Баба-яга - структурированный. В русских традициях она воительница и по­хитительница, дари­тельница и помощница главного героя. Фрагмент, в котором Баба-яга садит детей на лопату и забрасывает в печь, берет свое начало из древнего обряда инициа­ции подростков: ребенок помещался в теплую печь. Позже это трансформировалось в метод детского лечения.

В беседе при актуализации темного начала в персонаже важно отметить, что, когда Баба-яга злая, она:

  • пугает детей - обещает сварить и съесть;
  • наказывает их - заставляет делать тяжелую работу и т. д.;
  • похищает из семьи с помощью животных (гусей-лебедей, лисицы и т. д.).

После того, как проведена разминка и завершен конкурс на самую страшную Бабу-ягу, стоит попробовать сыграть в игру «Баба-яга - костяная нога». Инструкция: по считалке появляется Баба-яга. После в центр комнаты нужно поместить круг, вырезанный из бумаги. Баба-яга берет в руки веточку, символизирующую помело, и встает в центр круга. А дети бегают вокруг нее и приговаривают:

Баба-яга - костяная нога.

С печки упала,

Ногу сломала,

Пошла в огород,

Испугала народ,

Побежала в баньку,

Испугала зайку.

Баба-яга скачет из круга на одной ноге и старается коснуться ребят «помелом». Кого она коснется, тот останавливается и зами­рает на месте. Игра продолжается до тех пор, пока не будут «осалены» все дети.

Одной из составляющих коррекционно-развивающей работы в школе считается актуализация светлого начала в персонаже. Исходя из этого, Баба-яга, когда она добрая:

  • помогает  людям, а именно дает советы, указывает путь;
  • защищает людей (дарит волшебные вещи, которые впоследствии оберега­ют героя);
  • работает во благо добра – награждает добрых и карает злых.

Упражнение «Волк», как часть коррекционно-развивающей работы в школе

Волк - один из наиболее "раскрученных" персонажей в мифологии. Самый главный символо Волка - признак "чужого". Издавна для защиты скота от нападения волков соблюдались запре­ты, произносились заговоры. Однако глаз, сердце, зубы, когти, шерсть этого зверя слу­жили амулетами и лечебными сред­ствами. Есть и другие противоречия: волк, забежавший в дерев­ню, грозил по повериям неурожаем, а пробегающий мимо деревни - предвещал удачу.

При актуализации темного начала, которая считается одной из составляющих коррекционно-развивающей работы в школе, беседа строит­ся на том, что Волк, когда злой:

  • похищает скот;
  • является источником не всегда понятной опасности (как чужой).

После того, как разминка и конкурс на самого страшного волка завершены, можно предложить учащимся игру: нужно выбрать ведущего среди учеников, после чего выбранный вытягивает перед собой руку ладонью вверх. Каждый из детей кладет свой указательный палец на его ладонь. Ведущий при этом считает:

Сидит заяц на припеке,

Молвит слово по-турецки:

Эванк, бонк,

Куралон,

Этот - заяц,

Этот - волк.

Участник, на которого пришлось слово «заяц», убегает, а тот, на которого пришлось слово «волк», ловит его.

При актуализации светлого начала в персонаже в беседе важ­но отметить, что добрый Волк может:

  • помогать герою;
  • защищать героя от опасностей;
  • лечить людей - знает, где находится живая и мертвая вода, молодильные ябло­ки и т. д.;
  • давать герою советы.

Упражнение «Медведь», как часть коррекционно-развивающей работы в школе

Медведь близок к волку, их объеди­няют сходные демонологические по­верья.


Существовали обряды, направленные на то, чтобы медведь не причинил вреда человеку. У южных славян были специальные «медвежьи дни», которые праздновались для защиты от медведя. В то же время шерстью зверя изгоняли испуг и лихорадку, салом его мазали лоб для улучшения памяти. Когти и шерсть использовались как амулет для защиты от сглаза и порчи.


При актуализации темного нача­ла в персонаже в ходе беседы мож­но отметить, что, когда Медведь злой, он:

  • дружит с нечистой силой;
  • нападает на человека;
  • похищает скот.

Важно не забывать уделять время разминке, как одной из составляющих коррекционно-развивающей работы в школе. После нее и конкурса на самого страшного Медведя детям предлагается игра «Во бору...». Инструкция следующая: играющие помечают на противоположных концах комнаты два участка - дом и бор. Один из детей изображает медведя. Он рычит, переваливается с ноги на ногу, топчется в бору, потом ложится на землю и делает вид, что спит. Дети приходят в бор и гуляют там со словами:

У Медведя во бору

Грибы-ягоды беру,

А Медведь не спит,

Все на пол глядит,

А потом как зарычит

И за нами побежит.

После этих слов «медведь» вскакивает и начинает гоняться за детьми. Кого поймает, отводит в бор. Кто из детей успевает убежать в дом, того «медведь» не трогает.

В ходе беседы при актуализации светлого начала в персонаже важно отметить, что Медведь, когда он добрый:

  • радуется и горюет, как человек, и понимает человеческую речь;
  • охраняет скот;
  • умеет лечить.

После того как дети побывают в образах отрицательных персонажей, стоит перейти и положительным. Это важная составляющая коррекционно-развивающей работы в школе. Разница лишь в том, что сначала активируется светлая сторона героев, а потом темная. В этом случае можно использовать образы Иванушки-дурачка, Ильи Муромца, Елены Прекрасной и Василисы Премудрой.

Приводить подробные сценарии уроков нет необходимости. Учитель-психолог справится и самостоятельно. Более того, получит удовольствие, поскольку при подготовке к за­нятиям ему придется освежить в памяти сказки, а также энциклопедический словарь «Славянская мифология»*.


* Славянская мифология. Энциклопедический словарь / Коллектив авторов. М.: Эллис Лак, 1995.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль