Административная ответственность в образовании при бюджетных правонарушениях

197

Изменения в бюджетном законодательстве РФ (согласно 252-ФЗ) отразились в Кодексе об административных бюджетных правонарушениях.

Прежде БК (Бюджетный кодекс) обозначал 18 видов правонарушений, связанных с нарушением бюджетного законодательства. КоАП (Кодекс об административных правонарушениях) предусматривал 3 вида ответственности.

В связи с изменениями, сократилось количество видов правонарушений в БК (до 5), а КоАП определяет 18 видов правонарушений, которые подлежат наказанию в виде штрафов в отношении учреждений и их руководителей.

Кроме штрафных санкций административная ответственность в образовании может выражаться в дисквалификации госслужащих на определенный период – от 1 года до 3 лет.

Нарушения, по которым наступает административная ответственность в образовании

Административные правонарушения в образовании относятся к следующим условным категориям:

  • нецелевое использование бюджетных средств;
  • неправомерные действия по бюджетным кредитам и межбюджетным трансфертам – широкий спектр санкций;
  • нарушения, связанные с компетенцией главных распорядителей бюджетов – например, нарушение условий  формирования госзаказа;
  • нарушения в сфере проведения торгов – по 44-ФЗ.

Административная ответственность в образовании при нецелевых расходах

После принятия 252-ФЗ определение нецелевого использования бюджета получило четкую трактовку – направление бюджетных средств и оплата денежных обязательств без достижения должного результата.

В основу реорганизации бюджетного процесса положена широко используемая в мире концепция – бюджетное финансирование, ориентированное на результат. Что означает формирование и исполнение бюджета в соответствии со стратегическими целями и задачами государственной экономической политики, с целью достижения конкретного результата.

Еще до утверждения изменений по 252-ФЗ, в арбитражной практике сложилась тенденция – считать наказуемым именно недостижение установленной цели, под которую были выделены бюджетные средства.

Если цель была достигнута, но при этом осуществлялись неправомерные действия, то, по мнению судебных инстанций, такие случаи не могут быть расценены, как нецелевое использование. В подобных ситуациях для должностных лиц системы предусматривается административная ответственность в образовании только лишь за нарушение Закона о бухучете (если неправильно использовалась кодировка бюджетной классификации).

Арбитраж квалифицировал в качестве правомерных действий, например, совершенные без ведома собственника средств (распорядителя, учредителя): самовольное определение порядка использования бюджета; перераспределение с одного кода на другой (в пределах установленной сметы).

Согласно судебной трактовке, сами по себе факты нарушений, связанных с несоблюдением порядка получения и расходования средств бюджета, не являются нецелевым использованием.

Виды административной ответственности в образовании за бюджетные нарушения

До внесения изменений в федеральное бюджетное законодательство санкции КоАП были установлены в отношении лишь трех оснований - предусмотренных в ст. 289 Бюджетного кодекса.

252-ФЗ усовершенствовал систему наказаний, в том числе административной ответственности в образовании, существенно изменив размеры штрафных санкций.

В старой редакции:

  • админштраф за бюджетное правнонарушение для должностных лиц – 4 - 5 тыс. рублей;
  • для юридических лиц – 40 - 50 тыс. рублей.

В новой редакции;

  • админштраф для должностных лиц – 20 - 50 тыс. рублей;
  • для юридических лиц – 5 - 25% от суммы нецелевого использования.

Введена также дисквалификация, предусматривающая для госслужащих лишение права занимать соответствующие должности на срок от 1 года до 3 лет.

Ранее административную ответственность в образовании за нецелевое использование средств несли только получатели бюджетных средств, в число которых не входили учреждения автономные и бюджетные. С принятием 252-ФЗ исключено само понятие «получатель бюджетных средств». Административные санкции в равной степени отныне применяются ко всем участникам бюджетной системы, в том числе, к учреждениям бюджетного и автономного типа.

Компетенции в области применения административной ответственности в образовании

Дела об административных бюджетных правонарушениях (согласно новому законодательству) может рассматривать орган финансового контроля субъекта РФ – в отношении лиц, над деятельностью которых он осуществляет государственный контроль.

Невыполнение законного предписания контролирующего органа в установленный срок влечет за собой административную ответственность в образовании:

  • штрафные санкции на должностных лиц – 20 - 50 тыс. рублей;
  • дисквалификацию – от 1 года до 2 лет.

Новый закон повышает срок давности для выявленных административных правонарушений в школе: ранее – 1год, в новой трактовке – 2 года.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль