Социальное развитие младших школьников

112

Социальное развитие навыков сотрудничества младших школьников в возрасте 10–12 лет

Каждая возрастная категория характеризуется развитием определенных психических процессов и свойств, а также психологических качеств личности. Таким образом, на каждом из этапов своего развития ребенок сензитивен к определенному типу воздействий и, в свою очередь, нуждается в специальном для него подходе.

Очень важным является младший подростковый возраст (10–12 лет), т. к. в это время перестраивается все социальное развитие младших школьников. У них возникает интерес к своему внутреннему миру, появляется желание лучше узнать самого себя, получить адекватную самооценку, повысить интеллект. Помимо этого они чувствуют, что не умеют оценить себя, не понимают, при помощи каких критериев это можно реализовать. Защитные механизмы поведения личности, которые наиболее активно формируются в старшем возрасте, еще не сложились: ребята открыты для общения со взрослыми, их внушаемость повышена. Взрослые способны оказывать на них огромное влияние. Школьники помладше уже вполне самостоятельные и инициативные, но им не хватает умения просчитывать отдаленные последствия своих поступков. Получается, что период с 10 до 12 лет является таким отрезком в жизни школьника, когда он уже не ребенок, но еще и не подросток. Такое неравномерное положение может породить ряд проблем. Важно успеть заложить основы личностно-эмоциональной защищенности школьника, сформировать у него психологическое умение оказывать самому себе помощь и безопасно взаимодействовать с другими.

Программы,  необходимые для социального развития младших школьников

Образовательная программа  по социальному развитию у младших школьников навыков сотрудничества у детей 10–12 лет «Мы – вместе!» разработана в 2010 г. по заявке администрации МБОУ лицей N 83 на проведение групповой работы с детьми. Так как 5-е классы в лицее сборные, соответственно, встает проблема адаптации учащихся к новым условиям, появляется необходимость сформировать и сплотить коллектив.

Методической основой программы является практикум по эмоциональному сплочению членов группы Э. Савиновой «Я + Ты = Мы».

Основой программы в социальном развитии младших школьников является способность сплотить коллектив путем развития навыков сотрудничества и творческих способностей.

Задачи:

  • развитие социальных и коммуникативных навыков и эмоций;
  • воспитание позитивного отношения друг к другу, к учителям и процессу обучения;
  • создание условий для самопознания и саморазвития, обеспечение школьника средствами самопознания;
  • развитие творческого воображения и креативности;
  • развитие гибкости и позитивного мышления;
  • обучение способам эмоциональной разрядки.

Программа рассчитана на один месяц, включая в себя четыре занятия (из расчета 1 раз в неделю), продолжительность которых составляет 45 минут. Формой занятий служит психологический тренинг. Количество человек в группах от 10 до 12 человек.

Программа реализуется в соответствии с тематическим планом, как показано в таблице 1.

Тематический план занятий по программе развития навыков сотрудничества у детей 10-12 лет "Мы вместе!"
Тема Цель Содержание
1 "Узнай меня поближе"
  1. Помочь детям познакомиться друг с другом поближе, узнать что-то новое о своих однокламмниках.
  2. Подчеркнуть уникальность каждого ребенка.
  3. Создать условия для самопознания и саморазвития.
  1. Понятие правил
  2. Игра "Знакомство"
  3. Игра "Что изменилось?"
  4. Игра "Авиакатастрофа"
  5. Игра "Гармошка"
  6. Ритуал прощания
2 "Доверие"
  1. Оптимизировать внутригрупповые взаимоотношения, развить чувство принадлежности к группе.
  2. Объяснить учащимся что значит быть внимательным. Показать возможности самоконтроля.
  1. Упражнение "Рукопожатие или поклон"
  2. Упражнение "Пианино"
  3. Упражнение "Портрет класса"
  4. Упражнение "Слепой и повадырь"
  5. Упражнение "Волшебный круг"
  6. Ритуал прощения
3 "Вместе"
  1. Способствовать формированию открытых отношений между членами группы.
  2. Рассмотреть возможности решения интеллектуальных задач.
  1. Упражнение "Рисунок на спине"
  2. Упражнение "Антарктида"
  3. Упражнение "Авиакатасрофа"
  4. Ритуал прощения
4 "Я глазами других"
  1. Создать у школьников устойчивые представления друг о друге, о том, как они выглядят в глазах других и своих собственных.
  2. Сформировать представление, о том, как происходит запоминание, выявить доминирующий вид памяти.
  1. Игра "Молекулы" 
  2. Игра "Давка"
  3. Упражнение "Скала"
  4. Игра "Сломанный телефон"
  5. Рекомендации детям 
  6. Игра "Гармошка"
  7. Ритуал прощения

Предполагаемыми результатами становятся:

  • повышение уровня групповой сплоченности, изменения во взаимоотношениях между участниками – наличие потребности в групповом участии и сотрудничестве при решении общих задач;
  • расширение возможностей искренних проявлений собственных чувств (в том числе негативных) в конструктивной форме;
  • формирование симпатии между участниками;
  • повышение коммуникативных навыков, положительная динамика в сотрудничестве, психологической гибкости.

При  сравнительном анализе определяется результативность входной и выходной диагностики с использованием социометрии и диагностической методики на выявление уровня сотрудничества в классе.

Методы, которые обеспечивают результативность: дискуссия, ролевая игра, элементы арт-терапии для младших школьников, психологическая гимнастика, релаксация, техники саморегуляции, направленное воображение.

Условиями для реализации программы являются: формы работы непосредственно активные, поэтому проводить занятия следует в помещении, где можно спокойно переставлять стулья и играть в подвижные игры.

Необходимыми материалами служит оборудование, а именно: стулья (исходя из числа участников), музыка для релаксации, изобразительные средства (карандаши, ручки, листы бумаги).

Данная программа противопоказана для детей с задержкой психики, а также с ярко выраженным агрессивным поведением и враждебностью. С ними сначала надо проводить индивидуальную беседу, а исходя из этого, решать рекомендовать ли его в группу или нет.

Предлагаем вам на заметку игру под названием «Знакомство».  Основной целью в социальном развитии младшего школьника является помощь им познакомиться друг с другом поближе, узнать что-то новое о своем однокласснике.

Первый участник рассказывает коротко о себе, род его занятий. Следующий за ним представляет первого участника, его интересы, затем говорит о себе. И так по кругу. Участникам предлагается ответить на вопрос «Что вы можете рассказать о нашей группе?». Педагог-психолог,  исходя из ситуации, делает выводы, что в группе много общего – интересы, увлечения, желания, что немаловажно при общении друг с другом! Факт, что при общении очень важно замечать любые изменения во внешности или в настроении человека. Поэтому предлагается игра, для того чтобы узнать, внимательность друг к другу.

Также есть конспект занятия «Узнай меня поближе», который играет немаловажную роль в социальном развитии младших школьников. Для этого понадобятся следующие материалы: индивидуальные бейджики и ручки. Рассмотрим, как будет проходить занятие. Для начала требуется вступление. Сидя в кругу, все участники подписывают бейджики. Педагог-психолог приветствует всех и объявляет, что данное собрание, для того чтобы лучше узнать друг друга, делясь при этом своими интересами и увлечениями, а быть может, и найти здесь друзей. Важнейшей задачей становится единая команда. Для эффективности работы предлагаются правила, которые обязательно следует придерживаться на занятиях.

Правила должны быть интересными, для этого необходимо быть активным, правдивым и уметь слушать других; комфортными – запрещаются оскорбления, упреки, обвинения; безопасными – всё, что происходит на занятиях, для всех, скрытно; полезными – каждое задание должно быть выполнено добросовестно.

Можно и поиграть в игру «Что изменилось?». Целью будет являться тренировка наблюдательности и памяти. В инструкции сказано встать в два ряда так, чтобы все оказались напротив друг друга. Оглядеться вокруг внимательно и постараться запечатлеть в памяти все подробности – сделать мысленно фотографию своего партнера (время выполнения 1 минута). Далее становятся спиной друг к другу и меняют что-нибудь в своей внешности (время выполнения 30 секунд). Затем поворачиваются и оглядываются друг на друга. Что именно изменил ваш партнер в своем внешнем облике? (Каждый должен высказаться удалось ли ему выполнить упражнение, затем напарники меняются местами)

Очень сильно сближают разные ситуации, к примеру, как в игре «Авиакатастрофа», где целью стоит обучение эффективному поведению при достижении согласия, содействие в сплочении группы. Для этого необходимы бумага, ручки и предметы, перечисленные в таблице 2.

Игровые предметы
Предметы Я Группа
1 Электрический фонарик + 4 батарейки
2 Перочиный нож
3 Аэронавигационная карта
4 Синтетический плащ большого размера
5 Магнитный компас
6 Набор марлевых перевязочных пакетов
7 Пистолет 45-го калибра
8 Парашют красно-белый
9 1 кг соли
10 По 1 литру воды на каждого
11 Книга 
12 Солнцезащитные очки на каждого
13 Плотное пальто на каждого
14 Комметическое зеркало

Социальные работники рекомендуют играть в эту игру, где основополагающей задачей в социальном развитии младшего школьника является принятие единогласного решения. Давайте разберем, в чем заключается задание. Вы составляете группу, которая потерпела авиакатастрофу. Летчики погибают, но все члены группы живы и здоровы. Вы находитесь в Сахаре, время суток 10 часов утра с высокой температурой воздуха и песка. Учитывая разговор пилотов перед аварией, вы узнаете, что самолет отклонился от курса в неизвестном направлении. В корпусе самолета на месте аварии вам удается найти некоторые предметы: электрический фонарик и четыре батарейки, перочинный нож, аэронавигационную карту, синтетический плащ большого размера, магнитный компас, набор марлевых перевязочных пакетов, пистолет 45-го калибра, парашют красно-белый, килограмм соли, по одному литру воды на каждого, книгу, солнцезащитные очки для всех, по плотному пальто на каждого и косметическое зеркало. Вашей задачей является в колонке «Я» расставить перечисленные предметы по степени важности.

В данной ситуации необходимо поставить цифру 1 напротив самого важного предмета, цифру 2 – напротив второго по важности предмета и т. д.

По ходу игры следует, что каждый участник трудится над заданием самостоятельно. По конечному исходу индивидуальной работы группе дается время для того, чтобы выполнить общее задание – прийти к единогласному мнению и записать его в колонке «Группа». Для этого названия предметов, написанные на листках, раскладывают на полу в порядке, принятом общим решением.

В итоге игры вы должны понять пришли ли вы к общему решению? Что помогало, а что мешало?  Чему учит данная игра?

Специалисты в социальном развитии младшего школьника также советуют попробовать игру «Гармошка», где основополагающей целью будет создание доверительных и благополучных взаимоотношений. В данной игре школьникам раздаются листы бумаги, где они записывают свое имя (в низу листа). Затем по звонку листы пускают по кругу, внизу ребята пишут по одному сильному качеству, характерному для этого человека и, загибая лист, передают его дальше. Когда место на листе заканчивается, его вручают в качестве подарка владельцу.

Есть еще так называемый ритуал прощания, где социальный работник предлагает участникам по очереди столбиком (одна на другую) положить ладонь правой руки, произнося «Я-Я-Я...». Когда ладошка последнего участника группы ляжет сверху, все хором говорят «До свидания!».



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль