Правовой статус педагогических работников

216

Содержание правового статуса педагогических работников

В правовой статус педагогических работников входят: академическое право, трудовое право, социальные гарантии, компенсации, определённые ограничения и обязанности, ответственности, которые установлены законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Придание особого статуса педагогу в обществе призвано обеспечить престиж данной профессии.

Основными нормативными документами, регулирующими правовой статус педагогического работника являются: Трудовой кодекс РФ и Закон об образовании1. Закон об образовании определяет правовой статус педагогических работников, их права, свободы и гарантии их реализации (ст. 47).

В Законе об образовании академические права и трудовые права педагогических работников образовательной сферы разделены. Но особенность правового статуса педагогических работников заключается в том, что педагоги являются участниками образовательного процесса и отделить академические права от трудовой деятельности практически невозможно.

Академические права работников образования

Академические права реализуются педагогом в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Так, в соответствии с нормами Закона об образовании, педагоги пользуются следующими академическими правами и свободами:

  • свобода преподавания,
  • свобода выбора педагогически обоснованных и обеспечивающих высокое качество образования форм,
  • право на выбор способов обучения и воспитания,
  • право на проявление творческой инициативы, разработки и использование авторских программ,
  • право на участие в разработке календарных планов, графиков, рабоче-учебных предметов, курсов, и многое другое.

Педагоги освобождены от вмешательства в их педагогическую деятельность. Выбор учебников, методических материалов тоже остается за ними. Работники образовательной сферы имеют право участвовать в управлении образовательной организацией, в т. ч. в части коллегиальных органов управления в порядках, которые определены уставом образовательной организации, принимать участие в деятельности учреждения, бесплатно пользоваться библиотеками и различными ресурсами для получения информации.

В Законе об образовании закреплено право педагога обратиться в комиссию по урегулированию споров между сторонами учебного процесса о защите профессиональной чести и достоинства, потребовать независимое расследование нарушения норм профессиональной этики, а также урегулировать другие академические права.

Перечисленные права влияют на правовой статус педагогических работников как субъекта трудовых отношений, на определение круга обязанностей педагогических работников, формирование правил внутреннего трудового распорядка учреждения, дисциплину труда, защиту прав работников.

Нормативное регулирование трудового права педагогов

Правовой статус педагогических работников в области трудовых отношений регулируется, прежде всего, Трудовым кодекс РФ. В главе 52 ТК РФ описаны основные права работников: право на сокращённую продолжительность рабочего времени, право на ежегодные основные удлинённые отпуска, право на занятие педагогической деятельностью.

В ст. 335 ТК РФ закреплено право педагога на длительный отпуск (до 1 года). Условия и порядок предоставления такого отпуска устанавливается государственным органом, который осуществляет государственную политику в сфере образования.

В ТК РФ определены и урегулированы также вопросы рабочего времени, времени отдыха, время отпуска, порядок его расчёта и предоставления. Трудовые отношения также регулирует Приказом Минобрнауки № 16012. Данный приказ описывает, каким образом определяется учебная нагрузка педагогических работников.

Продолжительность рабочего времени также регулирует ст. 333 ТК РФ.

Сокращённая продолжительность рабочего времени закреплена в Законе об образовании (ст. 47 ч. 5 п. 1).

Ещё одним нормативным документом, регулирующим рабочее время педагога, является Приказ Минобрнауки № 693. В Постановлении № 4664 говорится о ежегодных основных удлинённых оплачиваемых отпусках.  Время отдыха педагога установлено приказом Минобрнауки № 69 и ст. 108 ТК РФ.

Социальные гарантии как составляющая правового статуса педагогических работников

Правовой статус педагогических работников в социальной сфере регулируется Конституцией РФ, Жилищным кодексом РФ, Законом об образовании и др. Педагогические работники, которые нуждаются в улучшении жилищных условий и стоят на учёте, имеют право получить вне очереди жилье по договору социального найма или им должны предоставить жилые помещения специализированного жилищного фонда.

Часть 5 ст. 47 ТК РФ устанавливает право педагогов на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. А у проживающих в сельской местности педагогов есть право на компенсацию расходов по оплате жилых помещений с отоплением и освещением.

В настоящее время в каждом субъекте РФ есть законы и другие нормативные акты, которые определяют порядок предоставления, размер компенсации педагогическим работникам, которые имеют такое право.


1 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"(далее – Закон об образовании).

2 Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" (далее – Приказ Минобрнауки № 1601).

3 Приказ Минобрнауки РФ от 27.03.2006 № 69 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений"(далее – Приказ № Минобрнауки 69).

4 Постановление Правительства РФ от 14.05.2015 № 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках"(далее – Постановление № 466).



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль