Территория детского чтения: развитие интереса к чтению у младших школьников

17

Значение книги в жизни человека огромно. Чтение способ­ствует развитию грамотности, мышления, памяти, речи, внимания, в целом влияет на успехи ребенка в учебе. Од­нако педагоги и психологи констатируют, что в настоящее время интерес к чтению у младших школьников резко снизился.

Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий инте­рес к чтению у младших школьников формируются в семье и основа его - привычка ребенка читать. К сожалению, сегодня в большинстве семей дети большую часть своей жизни проводят у телевизора и злоупотреб­ляют компьютерными играми. Последствия не заставляют себя ждать. У этих детей наблюдается заметное снижение работоспо­собности и социальной активности, потому что длительное сосре­доточение на плоскости экрана или монитора перегружает зри­тельные анализаторы ребенка, а это оказывает угнетающее воздействие на его нервную систему в целом, отнимая ресурсы, необходимые для умственных занятий и общения. У ребенка при­тупляется познавательный интерес и слабеет способность к воле­вому поведению.

Как стимулировать интерес к чтению у младших школьников - советы для родителей

Во-первых, чтобы стимулировать интерес к чтению у младших школьников, важно читать самим, читать с удовольствием, по­казывая ребенку пример. Во-вторых, необходимо читать своему ребенку вслух, даже если он сам уже умеет это делать. Ведь чте­ние для него - это прежде всего общение с родителями. Ребенку будет интересно почитать вместе с мамой или папой (а то и сразу с обоими), распределив прямую речь персонажей произведения по ролям. Можно предложить ему почитать родителям в то вре­мя, когда они заняты домашними дела­ми.


Принуждение к чтению – дело малоперспективное. «Быстро сел и читай мне», «будешь все выходные дома сидеть, пока не прочитаешь» - подобным образом прививается только отвращение к книге.


Главное - сделать чтение полезной привычкой. Читайте немного, но регу­лярно. Пусть станет доброй традицией ежевечернее чтение в кругу семьи или чтение перед сном. При этом позволь­те ребенку проявить самостоятельность и самому выбрать книгу из домашней библиотеки.

Когда-то Аристотель сказал: «Познание начинается с удивле­ния» - сделайте процесс приобщения ребенка к чтению занима­тельным, увлекательным и интересным:

  • создайте книгу своими руками, например цветную - с разноцветными страни­цами;
  • дорисуйте, «достройте», придумайте счастливую концовку известной истории;
  • создайте семейную газету, альманах и публикуйте в них совместно сочинен­ные рассказы и сказки;
  • придумайте обложку к любимой книге и нарисуйте иллюстрации;
  • отправьте отзыв о любимой книге в издательство;
  • позвоните после прочтения книги воображаемому писателю, выскажите ему творческие пожелания;
  • придумайте рекламу книги, чтобы ее обязательно купили и прочитали.

Проводите дома литературные викторины. Причем к одним из них ребенку можно заранее дать вопросы, тем самым стимулируя его интерес к прочтению новой книги - а как иначе найти ответы, не прочитав. Кроме того, что ребенок будет «спровоцирован» на чтение, родители смогут это использовать, чтобы поддержать интереск чтению у младшего школьника к какой-либо теме. Например, дети очень интересуются динозаврами, поэтому можно предложить найти ответы на следу­ющие вопросы (ответы, кстати, можно искать и не в одной книге):

  1. Какие ученые изучают динозавров?
  2. Какое было строение тела у динозавра?
  3. Как он передвигался? Длина шага?
  4. Сколько когтей было у динозавра?
  5. Динозавры были травоядными или хищниками?
  6. Плавали ли в воде динозавры?
  7. Самые крупные динозавры сколько весили?
  8. Современные родственники динозавров, жившие во време­на динозавров.

Другие викторины можно проводить с опорой уже на знание содержания книги или нескольких книг. Приведем пример.


Вопросы к сказочной викторине

1.Кто написал «Жил да был крокодил, он по улице ходил»?

2.В сказке «Лиса и волк» волк сунул хвост в прорубь, чтобы:

  • проверить, холодная ли вода;
  • поймать рыбу;
  • выиграть спор с лисой.

3.В сказке «Госпожа Метелица» падчерица взбивала перины, чтобы:

  • на земле наступила зима;
  • пошел снег;
  • замерзли все реки и озера.

4.Кто в сказке «Зимовье зверей» предложил построить дом, чтобы не за­мерзнуть от холода - баран, бык или лиса?

5.Какие цветы отправила искать мачеха в сказке «Двенадцать месяцев» - незабудки, лилии или подснежники?

6.В какой сказке героиню зовут Машенька: «Морозко», «Цветик- семицве­тик» или «Три медведя»?

7.Какая героиня русской сказки не любила огонь?

8.Какая сказка самая снежная и холодная?

9.Где спрятана Кощеева смерть:

  • на конце иглы;
  • в доме 33 богатырей;
  • у Аленушки и Иванушки.

10.Кто раздавил теремок?


Чтобы привлечь детей к чтению, можно использовать прием «Тебе еще рано». Ребенку вслух читается, например, произведение А.С. Пушкина или У Шекспира. Во время чтения родитель делает паузы и якобы ищет нужный текст, а потом говорит, что пропускает те эпизоды, которые ребенку читать еще рано. Более того, он запрещает ему читать эти места и даже называет страницы, которые нельзя читать. Что произойдет? Конечно, эти страницы будут ре­бенком прочитаны. Иногда можно читать книгу в присутствии ре­бенка, а когда он поинтересуется, что за книга, сказать, что она еще не для его возраста и спрятать ее. Естественно, так, чтобы ре­бенок нашел. Запретный плод, как из­вестно, сладок!

Чтобы поддержать интерес к чте­нию у младшего школьника, стимулировать желание узнавать новое, можно прочитать (а затем задать­ся целью - собрать в домашней библио­теке подобные произведения), например, книгу американского ав­тора Шела Силверстайна «Полтора жирафа». После чтения ребенок наверняка заинтересуется: а что это за удивительное животное? И узнает, что в природе не бывает двух одинаковых жирафов, каж­дый уникален. А язык у жирафа черного цвета, длинный, почти пол­метра (45 см - если быть точным), так что он даже может чистить им свои уши. К тому же жирафы умеют спать стоя (от 10 минут до 2 часов в сутки) и могут жить без воды дольше, чем верблюды. А самое удивительное: люди и жирафы имеют общее количество костей в шее! Жирафы организуют ясли для своих детенышей. Ста­до жирафов по-английски называется «башня». Пьет жираф до ше­сти ведер воды в день.

После прочтения можно пофантазировать вместе с ребенком: как было бы удобнее спать жирафу с такой длинной шеей - свер­нувшись клубочком или переплетясь шеей с деревом, чтобы не упасть во время сна.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль