Изучение ценностных ориентаций подростков с девиантными формами поведения

21

Девиантное поведение подростков сегодня имеет массовый характер, это явление находится в центре внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Истоки этого отклонения нужно искать в особенностях взаимосвязи и взаимоотношения человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой.

Для изучения ценностных ориентаций подростков с девиантным поведением обычно используется диагностическая методика «Опросник ценностей Ш. Шварца», адаптированный В.Н. Карандышевым (см. приложение)

В Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа 6 г. Котово диагностировались обучающиеся девятых классов и их родители. Были обследованы четыре группы:

  • 1-я группа – подростки, с выявленной предрасположенностью к девиантному поведению (экспериментальная группа);
  • 2-я группа – подростки, не имеющие отклонений в поведении (контрольная группа);
  • 3-я группа – родители подростков, с выявленной предрасположенностью к девиантному поведению;
  • 4-я группа – родители подростков, не имеющих отклонений в поведении.

В каждой выборке участвовали по 12 испытуемых, всего 48 человек.

Анализ результатов диагностики особенностей ценностных ориентаций подростков с девиантными формами поведения

Проанализируем результаты первой части опросника «Обзор ценностей». 

Рассмотрим среднегрупповые показатели значимости идеально-нормативных и индивидуально ценностных ориентаций подростков с девиантными формами поведения   (табл. 1) и подростков без подобных поведенческих отклонений (табл. 2).

Среднегрупповые показатели значимости идеальнонормативных и индивидуально реализуемых ценностей подростков с девиантными формами поведения

Таблица 1

Типы ценностей

Средние показатели значимости типов ценностей

Идеальнонормативные ценности

Ранговые значения типов ценностей

Индивидуально реализуемые ценности

Ранговые значения типов ценностей

Конформность

4,25

5

1,58

5

Традиции

3,38

9

1,5

6

Доброта

4,1

7

2,2

1

Универсализм

3,82

8

1,5

6

Самостоятельность

4,6

4

2,19

2

Стимуляция

2,91

10

1,72

4

Гедонизм

5,27

1

1,91

3

Достижения

4,82

3

1,48

7

Власть

4,21

6

1,25

8

Безопасность

4,87

2

1,58

5

Как видно из данных, представленных в таблице, идеально-нормативные ценности (представления человека о том, как нужно поступать) этой группы расходятся с индивидуально реализуемыми ценностями (конкретные поступки человека).

Среднегрупповые показателй значимости идеально-нормативных ценностей у подростков с девиантными формами поведения таковы:

  • на 1-м месте – гедонизм (5,27),
  • на 2-м месте – безопасность (4,87),
  • на 3-м месте – достижения (4,82).

Для индивидуально реализуемых ценностей:

  • на 1-м месте – доброта (2,2),
  • на 2-м месте – самостоятельность (2,19),
  • на 3-м месте – гедонизм (1,91).

Следует отметить, что замыкают иерархию идеально-нормативных ценностей стимуляция и традиции, а в индивидуально реализуемых ценностях – власть и достижения.

Из этого следует, что у подростков с девиантными формами поведения нет четкой структуры  ценностей. Это свидетельствует о личностной незрелости испытуемых этой группы.

Необходимо отметить, что согласно результатам, полученным при обследовании подростков 1-й группы, идеально-нормативные ценности расходятся с индивидуально реализуемыми ценностями. Это вполне нормальное явление, т. к. ценностные ориентации на уровне нормативных идеалов не всегда могут реализоваться в поведении вследствие ограничения возможностей человека, группового давления, соблюдения определенных традиций, следования образцам поведения и другим причинам. Что является характерным для подростков с девиантными формами поведения.

 
Среднегрупповые показатели значимости идеальнонормативных и индивидуально реализуемых ценностей для подростков, не имеющих отклонений в поведении
Таблица 2

Типы ценностей

Средние показатели значимости типов ценностей

Идеальнонормативные ценности

Ранговые значения типов ценностей

Индивидуально реализуемые ценности

Ранговые значения типов ценностей

Конформность

4,33

4

1,71

7

Традиции

2,93

10

1,4

8

Доброта

4,87

1

2,42

2

Универсализм

3,21

8

1,87

6

Самостоятельность

4,5

3

2,65

1

Стимуляция

3,45

7

2,31

4

Гедонизм

4,22

5

2,39

3

Достижения

4,02

6

2,1

5

Власть

3,15

9

1,05

9

Безопасность

4,85

2

1,87

Из таблицы видно, что среднегрупповые показатели значимости идеально-нормативных и индивидуально реализуемых ценностей для подростков, не имеющих отклонений в поведении, отличаются незначительно. Лишь кое-где меняются местами ранговые значения типов ценностей.

Для идеально-нормативных ценностей:

  • на 1-м месте – доброта (4,87),
  • на 2-м месте – безопасность (4,85),
  • на 3-м месте – самостоятельность (4,5).

Для индивидуально реализуемых ценностей:

  • на 1-м месте – самостоятельность (2,65),
  • на 2-м месте – доброта (2,42),
  • на 3-м месте – гедонизм (2,39).

Ценности традиции и власть замыкают иерархии как в идеально-нормативных, так и в идеально реализуемых ценностях.

Такая более четкая дифференциация ценностей у подростков, не имеющих отклонений в поведении, указывает на то, что их ценностные структуры более оформлены, что, в свою очередь, свидетельствует о большей зрелости респондентов этой группы.

В таблице 3 представлены среднегрупповые показатели значимости идеально-нормативных ценностей девиантных подростков и подростков, не имеющих отклонений в поведении.

Среднегрупповые показатели значимости идеальнонормативных ценностей для девиантных подростков и подростков, не имеющих отклонений в поведении

Таблица 3

Типы ценностей

Средние показатели значимости типов ценностей

U–критерий Манна–Уитни

Идеальнонормативные ценности девиантных подростков

Ранговые значения типов ценностей

Идеальнонормативные ценности подростков, не имеющих отклонений в поведении

Ранговые значения типов ценностей

1

2

3

4

5

6

Конформность

4,25

5

4,33

4

71
P < 0,05

Традиции

3,38

9

2,93

10

54
P < 0,05

Доброта

4,1

7

4,87

1

30,5 P < 0,01

Универсализм

3,82

8

3,21

8

53,5 P < 0,05

Самостоятельность

4,6

4

4,5

3

58
P < 0,05

Стимуляция

2,91

10

3,45

7

70,5 P < 0,05

Гедонизм

5,27

1

4,22

5

26,5 P < 0,01

Достижения

4,82

3

4,02

6

29,5 P < 0,01

Власть

4,21

6

3,15

9

28,5 P < 0,01

Безопасность

4,87

2

4,85

2

67,5 P < 0,05

Ведущие ранги в иерархии идеально-нормативных ценностей подростков с девиантными формами поведения занимают следующие ценности: 

  • гедонизм (наслаждение или чувственное удовольствие); 
  • безопасность (безопасность и стабильность общества, отношений и самого себя); 
  • достижения (личный успех в соответствии с социальными стандартами). 

Согласно теории С. Шварца и У. Билски, гедонизм и достижения находятся в непротиворечивых отношениях между собой и нацелены на получение удовольствия, потакание своим желаниям. Выявленные показатели соотносятся с идеей о стремлении подростков с девиантными формами поведения прежде всего к удовольствиям и чувственным наслаждениям, выраженности у них тенденций к индивидуализму и отсутствии социального интереса.

Далее в иерархии идеально-нормативных ценностей подростков с девиантными формами поведения следуют ценности самоутверждения и межличностного общения: самостоятельность (самостоятельность мысли и действий); конформность (сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданиям); власть (социальный статус, доминирование над людьми и ресурсами). Замыкают иерархию ценностей первой группы: доброта (сохранение и повышение благополучия близких людей); универсализм (понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы); традиции (уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи); стимуляция (волнение и новизна).

Для подростков, не имеющих поведенческих отклонений, среди идеально-нормативных ценностей ведущими являются: доброта, безопасность, самостоятельность. Мотивационная цель доброты – сохранение благополучия людей, с которыми человек находится в контакте. В ее основе лежит потребность позитивного взаимодействия и индивидуальная потребность в аффилиации. Мотивационная цель самостоятельности – стремление к свободе мысли и действия, обусловленная потребностью индивида быть автономным и независимым. Высокая значимость данных ценностей для нормативных подростков, с одной стороны, отражает их стремление к комфортному для себя существованию в различных ситуациях, а с другой – к самоограничению, выходу за пределы собственного эго в целях поддержания благополучия окружающих.

Следующий блок ценностей – конформность, гедонизм, достижения, стимуляция. Последние ранги получили такие ценности, как универсализм, власть и традиции.

Такая структура ценностей отражает типичные особенности подростков на этапе реализации своих способностей, формирования характера и индивидуальности.

Статистически значимые различия в иерархиях идеальнонормативных ценностных ориентаций двух групп наблюдаются по таким ценностям, как: доброта (P < 0,01), гедонизм (P < 0,01), достижения (P < 0,01) и власть (P < 0,01).

Анализ профиля личности диагностики особенностей ценностных ориентаций подростков с девиантными формами поведения

Проанализируем результаты второй части опросника «Профиль личности» (табл. 4).

Среднегрупповые показатели значимости индивидуально реализуемых ценностей для девиантных подростков и подростков, не имеющих отклонений в поведении

Таблица 4

Типы ценностей

Средние показатели значимости типов ценностей

U–критерий Манна–Уитни

Индивидуально реализуемые ценности для девиантных подростков

Ранговые значения типов ценностей

Индивидуально реализуемые ценности для подростков, не имеющих отклонений в поведении

Ранговые значения типов ценностей

1

2

3

4

5

6

Конформность

1,58

5

1,71

7

64
P < 0,05

Традиции

1,5

6

1,4

8

52
P < 0,05

Доброта

2,2

1

2,42

2

71,5 P < 0,05

Универсализм

1,5

6

1,87

6

57
P < 0,05

Самостоятельность

2,19

2

2,65

1

51
P < 0,05

Стимуляция

1,72

4

2,31

4

48
P < 0,05

Гедонизм

1,91

3

2,39

3

70,5 P < 0,05

Достижения

1,48

7

2,1

5

30
P < 0,01

Власть

1,25

8

1,05

9

69,5 P < 0,05

Безопасность

1,58

5

1,87

6

69,5 P < 0,05

Из данных, представленных в табл. 4, следует, что различия в ценностных ориентациях подростков из экспериментальной и контрольной групп на уровне индивидуально реализуемом в поведении, практически отсутствуют. Статистически значимые различия в иерархиях индивидуально реализуемых ценностных ориентаций двух групп наблюдаются только по одной ценности – достижения (P < 0,01).

В тройку ведущих ценностей всех испытуемых входят доброта, самостоятельность и гедонизм, что вполне отражает психологические особенности данной возрастной группы и соответствует веяниям времени. Проявление самостоятельности – главное условие обретения чувства взрослости как основного возрастного новообразования. Доброта относительно других необходима подростку для удовлетворениясобственной потребности быть принятым  группой, для поддержания межличностных контактов. А выраженность гедонистических установок, на наш взгляд, объясняется несколькими причинами. Во-первых, мощное воздействие на формирование ценностных ориентаций подростков средств массовой информации, культивирующие потребительские модели поведения. Во-вторых, активное расслоение общества зачастую создает благоприятную среду для воспитания у подростковпримитивного понимания движущих сил и мотивов человеческого поведения, что проявляется в стремлении к наслаждениям и чувственным удовольствиям.

В рамках исследования для выявления взаимосвязи ценностных ориентаций подростков и их родителей также проведена диагностика ценностных ориентаций среди родителей подростков (девиантных и с нормативным поведением) по методике «Опросник ценностей Ш. Шварца» (в адаптации В.Н. Карандышева).

Выводы исследования ценностных ориентаций подростков с девиантными формами поведения

Ценностные ориентации подростков с девиантными формами поведения относительно независимы от ценностных ориентаций родителей. Очевидно, это связано с тем, что сегодня высшей формой отношения старшего подростка к действительности провозглашается право на свою индивидуальность. Возможно, это может быть связано с отсутствием авторитета родителей у подростка или попустительским стилем воспитания.

Внутрисемейная связь индивидуально реализуемых ценностей у родителей и подростков с нормативным поведением не прослеживается. Если анализировать отдельно ответы подростков и родителей, то они схожи в области идеально-нормативных ценностей, но разнятся в индивидуально реализуемых. Из вышесказанного можно сделать вывод, что семья влияет на формирование ценностных ориентаций не в полной мере, в основном же подростки хотят идти своим жизненным путем и более подвержены влиянию референтной группы сверстников.

Характеризуя специфику содержания ценностных ориентаций подростков с девиантными формами поведения, отметим следующее:

  1. Ориентация на индивидуалистические ценности, отражающие стремление к удовольствиям и нацеленность на самопотакание.
  2. Более выраженные (по сравнению с подростками, не имеющими отклонений в поведении) различия между ценностными приоритетами, существующими на уровне нормативных идеалов, и ценностями, индивидуально реализуемыми в поведении.
  3. Независимость и обособленность от воздействия ценностных ориентаций родителей.

Полученные данные об особенностях содержания ценностных ориентаций девиантных подростков могут быть использованы при разработке программ коррекционной и воспитательной работы с данной категорией учащихся.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.pdf


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезный документ «Типичные ошибки, допускаемые при переходе на эффективный контракт».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль