Работа педагога-психолога в школе в соответствии с профессиональным стандартом

38

Материал о работе педагога-психолога в школе в соответствии с профессиональным стандартом подготовлен на основе проекта приказа Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта специалиста в области педагогической психологии» (по состоянию на 11.09.2013).

Реализация ФГОС ОО меняет ценностно-смысловые приоритеты образования и затрагивает работу всех участников образовательного процесса: педагогов, классных руководителей, педагогов-психологов в школе. Если ранее образование выполняло в основном миссию просвещения, давало учащимся определенный набор знаний, необходимых для поступления в различные учебные заведения, то сегодня речь идет прежде всего о личностных результатах. Работа преподавателей и педагога-психолога в школе должна быть направлена на то, чтобы выпускник начальной школы должен иметь готовность и способность к саморазвитию, обладать начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире, иметь развитую самостоятельность, навыки сотрудничества и разрешения конфликтов.

Работа педагогов и педагога-психолога в школе должна помочь выпускник старшей школы быть готовому к дальнейшему самообразованию, иметь сформированную ценностную основу жизни, осознавать свою ответственность за семью, общество, государство, человечество.

Такое смещение акцентов с чисто образовательных задач на развивающие можно поддержать, поскольку выпускник школы выходит в изменчивый, неопределенный мир, которому требуются думающие люди, способные принимать ответственные решения в различных сферах, социально активные, с выраженной гражданской позицией. В условиях достижения целей образования, соответствующих новому поколению стандартов, эффективными становятся технологии, принципиально меняющие характер учебной деятельности и принцип работы педагогов, в том числе и работу педагога-психолога в школе.

Главная суть изменений - опора на индицидуальные личностные, физиологические и возрастные особености учащихся.

Возрастает роль активных методов обучения, а также социальных технологий. Но главная суть изменений – опора на индивидуальные личностные, физиологические и возрастные особенности учащихся. Реализация этих изменений невозможна без качественной работы школьной психологической службы и педагога-психолога в частности.

Функции, которые выполняется в своей работе педагог-психолог в школе

До сих пор сфера работы педагога-психолога школы была несколько размыта и во многом зависела от интересов администрации школы. Поэтому удобно описывать ее в соответствии с проектом профессионального стандарта, который четко формулирует цель работы психологической службы – психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, а также выделяет обобщенные трудовые функции педагога-психолога.

Работа педагога-психолога в школе включает следующие функции:

  • психолого-педагогическое сопровождение реализации основных образовательных программ;
  • психологическое консультирование субъектов образовательного процесса;
  • коррекционно-развивающая работа с учащимися;
  • психологическая диагностика учащихся;
  • психологическое просвещение субъектов образовательного процесса;
  • психопрофилактика (сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся).

Унификация содержаниея профессионального стандарта педагога-психолога в сфере образования

Таким образом, всю работу педагога-психолога в школе можно строить в соответствии с данными обобщенными трудовыми функциями и использовать их в качестве структурных компонентов при планировании работы, а также при составлении аналитических отчетов педагога-психолога за год о проделанной работе.

Профессиональный стандарт педагога-психолога в сфере образования позволяет не только определить структуру работы педагога-психолога в школе, но и унифицировать ее содержание. Это становится возможным из-за того, что в нем каждая обобщенная трудовая функция делится на ряд отдельных трудовых функций, выполнение которых необходимо для реализации обобщенных трудовых функций. Например, в обобщенную трудовую функцию «психолого-педагогическое сопровождение реализации основных образовательных программ» включены такие функции педагога-психолога, как «принятие участия в обеспечении преемственности содержания и форм организации образовательного процесса по реализации всех уровней основных образовательных программ» или же «участие в разработке программы воспитания и социализации обучающихся» и др. Аналогично прописано содержание и остальных обобщенных трудовых функций.

На таком описании действие профессионального стандарта педагога-психолога в сфере образования заканчивается, что позволяет в зависимости от типа школы и количества учащихся, приходящихся на одного педагога-психолога, конкретизировать его требования.

Это удобно сделать, если ввести понятие трудовые действия педагога-психолога – т. е. описание того, что конкретно он делает в реальной жизни, например посещает уроки, принимает участие в ПМПк и проч. Эти трудовые действия и их частотность педагогпсихолог либо определяет сам, утверждая у администрации школы, либо получает задание на них от администрации.

Приведем примерные таблицы, составленные для каждой обобщенной трудовой функции, которые можно использовать для структурирования работы педагога-психолога в школе соответствии с профессиональным стандартом (таблицы 1–6). В них включены частные трудовые функции, соответствующие им действия педагога-психолога и формы отчетности.

Еще раз отметим, что трудовые действия, отчетные материалы, количество времени определяются особенностями каждой школы и временными возможностями конкретного педагога-психолога.

РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ

Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных образовательных программ

Таблица 1

Трудовая функция

Трудовое действие

Отчетный материал

Количество времени

Участие в обеспечении преемственности содержания и форм организации образовательного процесса по реализации всех уровней основных образовательных программ

  • Посещение занятий и уроков:

    • –  в подготовительной

      группе сада,

    • –  в 1-м классе,

    • –  в 4-м классе,

    • –  в 5-м классе;

  • участие в приеме детей в 1-й и 5-й классы;

  • проведение педагогических консилиумов по преемственности

  • Справка
    о готовности
    к обучению
    в 1-м и 5-м классах;

  • справка о результатах адаптации;

  • протоколы диагностики

  • Подготовительная группа,
    4-й класс – 6 занятий (уроков);

  • 1-й, 5-й классы – по 9 уроков на класс (начало, середина и конец учебного года)

Участие в разработке программы воспитания и социализации учащихся, воспитанников детского сада

  • Разработка сценариев и участие в коммуникативных играх;

  • проведение уроков «Тропинка к своему Я»;

  • посещение и участие
    в методических советах классных руководителей;

  • посещение (участие) внутриклассных и внутришкольных мероприятий

Сценарии игр; публикации

статей

Уроки – еженедельно, остальное –
по согласованию с администрацией

Участие в разработке индивидуальных учебных планов учащихся, испытывающих трудности в освоении основных образовательных программ и социальной адаптации

  • Посещение уроков для наблюдения за учащимися, испытывающими трудности в обучении (познавательного, личностного, социального характера);

  • проведение углубленной диагностики;

  • организация консилиумов

Психолого-педагогическая характеристика учащегося

3 урока
на ученика

Осуществление психологического сопровождения мониторинга личностных показателей освоения основной образовательной программы, установленных ФГОС ОО

Разработка и апробация карт мониторинга

Форма карты

По необходимости

Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса

Таблица 2

Трудовая функция

Трудовое действие

Отчетный материал

Количество времени

Консультирование учащихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений

в коллективе и проч.

  • Наблюдение за приходом детей в детский сад;

  • наблюдение на переменах за коммуникативной деятельностью и эмоциональным состоянием учащихся;

  • короткие беседы на переменах;

  • пролонгированные или разовые консультации

  • Протоколы сообщений
    на заседаниях методобъединения педагоговпсихологов;

  • отчеты за полугодие и год

Заседания 2 раза в месяц

Консультирование администрации школы, педагогов, преподавателей по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития учащихся

  • Короткие беседы на переменах;

  • пролонгированные или разовые консультации

  • Протоколы сообщений
    на заседаниях методобъединения педагоговпсихологов;

  • отчеты за полугодие и год

По потребности

Консультирование родителей (закон-
ных представителей) по проблемам взаимоотношений с учащимися, их развития, профессионального самоопределения и проч.

  • Пролонгированные или разовые консультации;

  • вклейки в дневник по результатам диагностики;

  • телефонные беседы;

  • проведение детско

    родительских игр

  • Протоколы сообщений
    на заседаниях методобъединения педагоговпсихологов

  • отчеты за полугодие и год

2 встречи (звонка) в год

Консультирование администрации, педагогов, преподавателей и других работников школы по вопросам взаимоотношений

в трудовом коллективе, профессиональным проблемам

Индивидуальные беседы

По потребности

Коррекционно-развивающая работа с учащимися

Таблица 3

Трудовая функция

Трудовое действие

Отчетный материал

Количество времени

Разработка и реализация планов проведения коррекционно-развивающих занятий для учащихся, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы, снятие тревожности, преодоление проблем

в общении и поведении

Проведение индивидуальных занятий с учащимися

Протоколы индивидуальных занятий

По потребности

Организация совместно с педагогами условий для психолого-педагогической коррекции определенных недостатков в психическом развитии учащихся, нарушений социализации и адаптации

  • Разработка рекомендаций педагогам, родителям;

  • групповая коррекционная работа с окружением учащегося

Рекомендации; протоколы

коррекционных занятий

По потребности 

Психологическая диагностика учащихся

Таблица 4

Трудовая функция

Трудовое действие

Отчетный материал

Количество времени

1

2

3

4

Проведение регулярных скрининговых обследований (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития учащихся; определение лиц, нуждающихся в психологической помощи

  • Диагностика психологического здоровья (начальная школа);

  • диагностика взаимоотношений в классе;

  • диагностика уровня тревожности (старшая школа)

Результаты диагностики

2 раза в год

Составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, администрации школы и родителей (законных представителей) в проблемах личностного

и социального развития учащихся

Анализ данных диагностики

Справка

2 раза в год

Определение степени нарушений в психическом, личностном и социальном развитии учащихся, участие в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов

Диагностика психофизиологических особенностей и индивидуальных личностных особенностей (в зависимости от проблемы)

Справка

1 раз для каждого учащегося

Изучение интересов, склонностей, способностей учащихся, предпосылок одаренности

  • Диагностика коммуникативных навыков (2–4-й классы);

  • диагностика ценностных ориентаций (5–7-й классы)

Справка

1 раз в год

Осуществление с целью оказания помощи
в профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и проч. особенностей старшеклассников в соответствии
с ФГОС ОО соответствующего уровня.

  • Диагностика личностных особенностей (8–9-й классы);

  • диагностика профессиональных предпочтений (8–9-й классы)

Справка

1 раз в год

Таблица 5

Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса

Трудовая функция

Трудовое действие

Отчетный материал

Количество времени

1

2

3

4

Ознакомление педагогов, администрации школы с современными исследованиями

в области психологии младшего школьного, подросткового, юношеского возраста

Организация семинаров для педагогов

По запросу администрации

Ознакомление педагогов, администрации школы и родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития ребенка

Организация семинаров для педагогов

По запросу администрации

Просветительская работа с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов

и склонностей, особенностей, в том числе одаренности ребенка

  • Выступления на родительских собраниях;

  • проведение детскородительских игр (1–4-й классы);

  • сотрудничество с сайтом школы

1 игра в год

Психопрофилактика (сохранение и укрепление психологического здоровья) учащихся

Таблица 6

Трудовая функция

Трудовое действие

Отчетный материал

Количество времени

Выявление условий, неблагоприятно влияющих на развитие личности учащихся

Контроль за перегрузкой и утомляемостью детей через наблюдение на уроке и перемене

Раздел в отчете

По необходимости

Участие в проектировании образовательной среды для полноценного развития учащегося на каждом возрастном этапе

для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной

и волевой сфер

Разработка рекомендаций для педагогов и родителей

Раздел в отчете

По необходимости

Участие в планировании и осуществлении превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиации поведения

  • Выявление группы гаджет-зависимых детей;

  • разработка рекомендаций для педагогов;

  • проведение профилактических бесед с учащимися 6–8-го классов

Раздел в отчете

По необходимости

Участие в формировании условий здорового образа жизни субъектов образовательного процесса, развитии здоровьесберегающих образовательных технологий

Помощь в организации общешкольных здоровьесберегающих мероприятий

Раздел в отчете

По необходимости



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезный документ «Типичные ошибки, допускаемые при переходе на эффективный контракт».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль